Перейти в онлайн

Автор: Алексей КОНОПЛЕВ

Как учатся студенты в условиях коронавируса?

Эпидемиологическая обстановка сильно повлияла на повседневную жизнь белорусов. Минздрав нашей страны и Всемирная организация здравоохранения рекомендуют свести к минимуму социальные контакты и необязательные перемещения. Так, наниматели, где это возможно, организуют удаленные рабочие места, отменены многие очные конференции, семинары и встречи. Этот же подход используют и белорусские вузы. «РСГ» выяснила, как студенты строительных специальностей учатся «на удаленке», что будет с зачетами и экзаменами, а также, как эпидемия изменит учебный процесс в будущем.

Первый случай коронавируса в нашей стране зарегистрирован 28 февраля 2020 г. «Нулевым» пациентом оказался студент механико-технологического факультета БНТУ, вернувшийся из Ирана. Сразу же руководство университета стало задумываться об изменении учебного процесса, чтобы минимизировать контакты между студентами и сдержать распространение инфекции.

Весьма кстати пришелся опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для обучения. Среди всего многообразия средств ИКТ еще в прошлом году было решено сделать ставку на Microsoft Teams.

Это корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. Работа строится по принципам команды. Каждая команда формируется по учебной дисциплине. Деканаты ввели всех студентов в базу этой системы, каждому выдав логин и пароль. Руководителями команд стали преподаватели, а студенты — их участниками. Также в системе организовали электронное расписание, в котором занятия распределяются, как и при очном обучении.

— Сейчас работа строится очень просто. При наступлении времени занятия приходит уведомление, что оно начинается, и мы просто подключаемся к команде, — рассказывает заведующая кафедрой «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью» строительного факультета БНТУ Ольга ГОЛУБОВА. —  Я провожу занятия в разных формах: показываю презентации, даю задания, могу подключаться к экранам студентов и смотреть, как они решают задачи. Если это лекция, то в большей степени использую презентации. Имеется возможность подключить свой монитор, показать расчеты, используемую нормативную базу. Могу включить свое изображение, чтобы студенты видели, что присутствует реальный человек и с ними общается. На практическом занятии можно попросить одного из студентов показать свой монитор, чтобы все увидели его решение, которое требуется обсудить.

По ее словам, обсуждая первые впечатления от использования ИКТ, преподаватели отметили, что новые технологии позволяют начитывать больший объем информации, чем при обычной лекции в аудитории. Все потому, что не тратится время на организационные моменты, замечания студентам, отвлечения и т. д. Однако и нагрузка на преподавателей тоже выросла.

— У нас сейчас объем работы вырос в разы. Потому что нужно готовиться к другой форме проведения занятий, — рассказывает Ольга Голубова. — Полтора часа в энергичном режиме требуют подготовки большего количества материала, который тут же выкладывается. Лекция записывается, студенты могут ее посмотреть несколько раз. Если студенты присылают контрольные или задают вопросы письменно, то отсылаешь им развернутые ответы. Это трудоемкая и затратная по времени работа. Информация оборачивается гораздо быстрее: пишешь замечания, отправляешь на доработку. В обычном режиме можно просто показать, в каком месте ошибка, и сказать, где исправить, а здесь приходится все описывать. Если замечаний много, можно через Microsoft Teams позвонить студенту. Находясь онлайн, мы общаемся непрерывно. Студент присылает вопросы в любое время, преподаватель сам решает, когда он будет отвечать исходя из своей нагрузки: утром, днем или вечером. Это достаточно удобно.

Ольга Сергеевна отмечает, что Microsoft Teams удобна организацией командной работы и контролем за ее результатами. Однако на этом арсенал не ограничивается. Для удаленной связи преподаватели также используют Viber, Telegram, некоторые работают в Zoom.

Что касается проведения аттестации, то, по словам собеседника, существует распоряжение университета, которое позволяет организовывать зачеты и сдачу курсовых работ в соответствии с решениями факультета и кафедрами.

— Зачеты и курсовые мы можем принимать дистанционно. Система имеет возможность отслеживать сдачу работ. Также можно использовать видеосвязь. Использование дистанционной формы оправдано для защиты курсового проекта. Студент на экране открывает расчеты и дает по ним пояснения.

Однако экзаменационную сессию и защиту дипломных проектов планируется проводить в очной форме при непосредственном присутствии студентов. Эти мероприятия запланированы на июнь. Сейчас прорабатываются различные варианты их проведения. Предполагается разбивка студентов на малые группы. Кроме того, форма проведения может быть различной: устная, письменная, тесты и т. д.

Собеседник отмечает, что в будущем дистанционные формы обучения при помощи ИКТ займут более весомое место в учебном процессе.

— В некоторых аспектах мы получили огромный положительный опыт. Особенно в части проведения лекций. Например, у нас заочно учатся более 100 студентов из Узбекистана. Сейчас мы склоняемся к тому, чтобы их обучение было основано преимущественно на ИКТ. Студенты будут приезжать на экзамены.

«Дистанционка» по желанию

Аналогичным образом организовали работу и в Белорусско-российском университете. Студенты строительного факультета перешли в онлайн, но на другой программной платформе.

— Факультет учится, но никто никого не заставляет приходить на занятия, — рассказала декан строительного факультета БРУ Ольга ГОЛУШКОВА. — Если студенты готовы проходить курсы дистанционно, то они могут это сделать. У нас работает система Moodle. Там можно выложить конспекты лекций, практические занятия, методические рекомендации, календарный план, можно организовать чат или форум, провести лабораторные работы. После лекций мы выкладываем тесты. Студент должен в течение пары прочитать лекцию и ответить на этот тест. Он включает около 10–15 вопросов исключительно по прочитанной лекции. Система тут же выставляет оценку. Если студент не входит в систему, то все это отображается.

По ее словам, что касается практических занятий, где нужно выполнять расчеты, то студент может выполнить их дома, сфотографировать, а затем загрузить в систему, где преподаватель увидит и проверит.

Ольга Голушкова отмечает, что примерно 35–40 % студентов факультета обучаются посредством ИКТ. Все лекции с середины марта выведены в Moodle. Очными остались некоторые практические занятия, но они проводятся в маленьких по численности группах

Что касается аттестации, то пока формат ее проведения в БРУ не определен. Но известно, что сессия для студентов дневного отделения проводится только очно. Администрация факультетов разобьет потоки.

— Защита дипломов будет проходить в новом актовом зале, где для преподавателей и студентов будет организован отдельный вход. Студенты подготовят презентации по своему дипломному проекту. Между всеми присутствующими — комиссией, студентом и преподавателями — будет обеспечена дистанция, — отметила декан.

 

Нагрузка возросла наполовину

На Инженерно-строительном факультете Полоцкого государственного университета также прошли изменения в образовательном процессе. Там сейчас отказались от проведения очных занятий и сделали ставку на широкое применение управляемой самостоятельной работы (УСР) при помощи ИКТ.

— Мы пользуемся УСР уже несколько лет, поэтому студенты привыкли к самостоятельной работе, — рассказывает декан факультета Александр БАКАТОВИЧ. — Еще несколько лет назад приняли курс на «Смарт Университет» — применение различных компьютерных технологий в образовательном процессе, и начали его развивать. Стали читать лекции в онлайн-режиме. Лабораторные работы «оцифровать» оказалось сложнее. Однако за счет методического обеспечения эти проблемы были решены.

По его словам, сейчас никаких неясностей с использованием ИКТ уже нет. На первых порах сложности с освоением новых технологий оказались у отдельных преподавателей. Кроме того, их внедрение потребовало и обновление некоторого оборудования.

Технически УСР реализована через Google Classroom. С недавнего времени в Полоцком университете стали использовать и Microsoft Teams. Среди достоинств последнего собеседник указывает на возможность наладить хорошую видеосвязь. Курсы реализованы через одну из этих платформ. Конкретные предпочтения зависят от преподавателей.

— Преподаватели выбирают удобную платформу. В Google Classroom удобно делать тестовые занятия, а Microsoft Teams обеспечивает хорошую картинку. Есть преподаватели, которые их используют одновременно. Другие отдают предпочтению одной из них. Работа строится по времени согласно расписанию. Очень удобно и контролировать учебный процесс.

В будущем, по словам Александра Бакатовича, предстоит проанализировать опыт использования ИКТ и выработать методические рекомендации. А вот с проведением экзаменов еще не определились.

— Пока вопросы аттестации находятся в проработке. Все будет зависеть от складывающейся ситуации. Используемые нами платформы могут организовать этот процесс, такой вариант есть, вопрос только в организации, — отметил декан факультета.

По его словам, раньше около 30 % лекционных курсов можно было заменять УСР при помощи ИКТ. В будущем в онлайн-формат можно смело перевести до 50 % лекций.

— Это развивает и преподавателей, и студентов. На данный момент обучение в онлайн-режиме занимает больше времени. Причем нагрузка увеличилась и для преподавателей, и для студентов. В будущем при методической проработке количество затраченного времени станет меньше. Также на пользу пойдет и то, что такие системы позволяют усилить контроль за учебным процессом. Уже сейчас мы видим, как в лучшую сторону поменялось отношение к учебе у студентов, — резюмировал Александр Бакатович.

Добавить комментарий