Безбарьерная среда

Автор: Алексей КОНОПЛЕВ
коляска

Одним из важных направлений государственной градостроительной политики является формирование безбарьерной среды. Белорусские города должны становиться доступными и дружественными для физически ослабленных и лиц с ограниченными возможностями, а также велосипедистов и родителей с детскими колясками. По мнению экспертов, в последние годы в этой сфере сделано действительно немало. Вводятся новые стандарты, совершенствуются нормативные документы, выделяются деньги на реконструкцию объектов инфраструктуры. Из самого свежего — с 1 августа в нашей стране начали действовать новые стандарты для обеспечения безбарьерной среды. Однако немало и нареканий. Непродуманные нормы, формализм и аренда подъемников для сдачи объекта в эксплуатацию — что не устраивает инвалидов и как сделать города доступнее, выясняла «РСГ».

По мнению председателя общественного объединения «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» (РАИК) Евгения ШЕВКО, состояние безбарьерной среды в Беларуси с каждым годом улучшается. Причем в Минске ситуация значительно лучше, чем других городах. Тем не менее сами пользователи безбарьерной среды со своей стороны видят много недостатков. Эксперт подразделяет их на структурные, которые обусловлены непосредственно строительными нормами и в определенных моментах не учитывают потребности людей с ограниченными возможностями, и проблемные, связанные с непосредственными исполнителями, которые нарушают существующие нормативы при их проектировании, согласовании и эксплуатации объектов.

— Меня, например, поразило, что появилась услуга, — рассказывает Евгений Шевко, — начинают брать в аренду элементы безбарьерной среды для ввода в эксплуатацию объекта. Например, строится объект, и в проекте предусмотрено, что там будет находиться гусеничный лестничный подъемник. На время ввода в эксплуатацию, когда комиссия проверяет наличие этого элемента, подъемник берут в аренду на пару дней. Тем самым показывая, что он имеется. После приемки его сдают обратно. Нам в начале года об этом сообщили одни из производителей такого оборудования — к ним пошли обращения об аренде. Я считаю, что компетентные органы должны обратить на это внимание.

лестница

По мнению председателя РАИК, существуют недоработки и в части планирования финансирования госпрограмм по формированию безбарьерной среды.

— Например, формируется городской бюджет, где прописывается, сколько денег в год пойдет на создание безбарьерной среды, — продолжает собеседник. — Вроде бы средства есть, но использовать их становится затруднительно. Так, зачастую эти средства прописываются в статье «текущий ремонт». И вот мы хотим построить для инвалида пандус к подъезду. Согласно строительным нормам и определениям, если мы выходим за габариты здания, то есть строим пандус, то это будет являться реконструкцией. Поэтому строительные организации отказываются выполнять эти работы без проекта и просят денег на подготовку проекта по реконструкции. А их нет, ведь в бюджете заложен только «текущий ремонт». Проблема в том, что специалисты, занимающиеся формированием бюджета, не являются строителями и часто не понимают этих нюансов. Получается, что единственный выход — уговорить инвалида сделать пандус по ступенькам, с таким же уклоном. Некоторые соглашаются, хотя пандус не будет соответствовать нормам и получится небезопасным. Мы предлагаем обустройство пандусов для инвалидов в жилых домах исключить из понятия «реконструкция», где помимо пандуса нужен проект и реконструкция крыльца. Потому что впустую тратятся огромные деньги.

Не поддерживают инвалиды и норму о том, что если в жилых домах цоколь первого этажа выше 60 см, то необходимо снаружи здания устанавливать электроподъемник. По мнению председателя РАИК, было бы разумнее дать заказчикам и проектировщикам выбор: устанавливать либо подъемник, либо пандус на их усмотрение.

подъем

— У нас довольно много домов имеют цоколь выше 60 см. И в каждый подъезд нужно по подъемнику. Однако они дороже, зимой ими сложно пользоваться, они часто ломаются и нуждаются в постоянном техобслуживании. К тому же они управляются с ключа, и пользоваться ими могут только жители дома. Нередки ситуации, когда в подъезде не проживает ни одного инвалида, и жильцы на общем собрании решают их отключить. Дорогостоящая техника начинает стоять без дела.

Есть нарекания и к дверным проемам. Так, сегодня в общественным местах дверной проем должен быть шириной не менее 90 см. Он так и проектируется, однако впоследствии в него устанавливается двустворчатая дверь, одна из створок которой — 30 см и всегда заперта. Нормативы не нарушены, но инвалидная коляска уже не проедет. Евгений Шевко предлагает в нормативе указать, что в случае наличия двустворчатой двери одна их створок должна быть не менее 90 см шириной.

— Тем не менее мы видим, как к лучшему меняется городская среда. Появляются европейские пешеходные переходы в один уровень, общественные объекты становятся более доступными. Строится более комфортное жилье. Например, с 2013 года ввели норму, по которой любой дом с лифтом должен быть безбарьерным, даже если инвалид там не проживает, — отмечает председатель РАИК.


Новые стандарты

С 1 августа в Беларуси стали действовать новые стандарты в области безбарьерной среды. Они разработаны в соответствии с программой «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц». Обновленные стандарты содержат различные требования к конструкции и установке технических средств социальной реабилитации и подъемных механизмов.

Например, СТБ EN 81-82-2019 обеспечивает людям с ограниченными возможностями большую доступность лифтов, а стандарт СТБ ISO 23599-2019 облегчит незрячим ориентацию в пространстве благодаря удобному расположению тактильных указателей, стандарт СТБ ISO 10865-2-2019 призван сделать более удобным и безопасным передвижение на коляске. Стандарт СТБ ISO 19026-2019 облегчит людям с инвалидностью и пожилым гражданам пользование общественным туалетом. В частности, установлены требования к форме, цвету и расположению кнопок смыва и вызова.


Проблемы на карте

При помощи волонтеров РАИК запустила белорусский портал о безбарьерной среде freeway.by. На карту можно нанести любой общественный объект и оценить его на доступность для людей с ограниченными возможностями. Проект охватывает не только Минск, но и все областные центры, а также некоторые районные города. Одной из целей проекта организаторы называют популяризацию идей безбарьерной среды, повышение престижности «доступности» и тем самым побуждение бизнеса адаптировать свои помещения для людей с ограниченной подвижностью

Велосипедистам — отдельная полоса

Состояние безбарьерной среды небезразлично и горожанам, предпочитающим активный отдых. Владельцы велосипедов, а с недавних пор и электросамокатов, гироскутеров, моноколес и прочих «средств персональной мобильности» до сих пор, несмотря на принятые нормативы, сталкиваются с высокими бордюрами. Много споров в среде урбанистов вызывают и излишняя популярность на постсоветском пространстве подземных пешеходных переходов, преодолевать которые некоторым гражданам физически тяжело. Тем не менее и в этой сфере есть подвижки.

полоса для велосипедистов

Летом на участке столичной ул. В. Хоружей на проезжей части появилась выделенная полоса для велосипедистов. Ее обустроили в рамках пилотного проекта.

Велополоса располагается по обеим сторонам улицы, двигаться автомобилям по ней запрещено. Через перекресток, где установлен обустроенный подземный переход, организованы велопереезды с отдельным светофором для велосипедистов.

светофор

Расчеты показали, что сужение проезжей части за счет велодорожек не скажется на интенсивности движения по улице, однако повысит безопасность пешеходов на тротуаре. Если эксперимент окажется удачным, этот опыт распространят и на другие части города.

Добавить комментарий