Предложение разрешить совмещение профессий в сфере проектирования в рамках одной организации

[vc_row][vc_column width=»2/3″][vc_custom_heading source=»post_title» google_fonts=»font_family:Roboto%3A100%2C100italic%2C300%2C300italic%2Cregular%2Citalic%2C500%2C500italic%2C700%2C700italic%2C900%2C900italic|font_style:700%20bold%20regular%3A700%3Anormal» css=».vc_custom_1579161627705{margin-bottom: 20px !important;}»][stm_post_details css=».vc_custom_1579163295535{margin-bottom: 20px !important;}»][vc_single_image image=»4162″ img_size=»full» alignment=»center» css=».vc_custom_1579163366520{margin-bottom: 20px !important;}»][vc_column_text css=».vc_custom_1579163397908{margin-bottom: 20px !important;}»]На уходящей неделе завершилось общественное обсуждение двух документов, регулирующих проведение аттестации в строительной сфере. Речь идет об изменениях в постановление Совета Министров от 21 марта 2014 г. № 252 и постановление Минстройархитектуры от 2 мая 2014 г. № 25. Комитет по строительству Республиканской конфедерации предпринимательства подготовил свои предложения по новой редакции документа. Они были презентованы журналистам на круглом столе в РКП.

— Суть наших предложений сводится к разрешению возможности совмещать одним специалистом несколько специальностей в рамках одной организации, — объясняет председатель комитета по строительству Республиканской конфедерации предпринимательства Алексей КОЛЕНДА. — Это, на наш взгляд, положительно скажется на росте производительности труда и возможностях реализации специалистом своего потенциала. Косвенно это повлияет на трудовую миграцию в страны ближнего зарубежья наших специалистов строительной отрасли. Например, сегодня, чтобы разработать проектную документацию, нам нужен архитектор, генпланист и конструктор. Один человек часто имеет достаточно навыков, образования и опыта, но не имеет права на законодательном уровне выполнять эти работы в одиночку. Мы считаем, что это несправедливо, и выступаем за то, чтобы дать возможность специалистам, имеющим квалификационные аттестаты, полученные в соответствии с требованиями постановления Совмина № 15, реализовать себя в рамках одной компании.

По его словам, необходимость в подобных изменениях стоит не столько для среднего предпринимательства, сколько для районных центров, где наблюдается дефицит таких специалистов. Он отмечает, что сегодня для изготовления проектной документации даже для реконструкции небольшого объекта необходимо иметь в штате минимум 15 специалистов. Это влечет дополнительные траты на зарплату специалистам, которые загружены не полностью и, соответственно, отрицательно влияет на конкурентоспособность из-за высоких накладных расходов.

Предложения общественной организации подготовлены и отправлены в Минстройархитектуры.

Напомним суть вынесенных на общественное обсуждение изменений. Так, постановление Совмина № 252 регулирует квалификационные требования к руководителям и специалистам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при получении квалификационных аттестатов и аттестатов соответствия первой-третьей категории. Проект предусматривает расширение числа случаев, при которых рассматривается вопрос о прекращении аттестатов соответствия. Например, если:

  • претендент (обладатель аттестата соответствия) не обращался за получением аттестата соответствия в течение шести месяцев со дня принятия решения о его выдаче, внесении изменений;
  • обладатель аттестата соответствия не предоставил в уполномоченную организацию информацию на 1 декабря календарного года о подтверждении соответствия квалификационным требованиям;
  • в течение месяца обладатель аттестата соответствия не устранил несоответствия по результатам предоставления в уполномоченную организацию информации на 1 декабря календарного года о подтверждении соответствия квалификационным требованиям.

По мнению разработчиков, эти нововведения продиктованы практикой применения Положения об аттестации. Подобные случаи возникают периодически, и непонятно, как следует поступить уполномоченной организации, если компания длительный период не обращается за выдачей аттестата соответствия и не отвечает на письменные обращения по этому вопросу. Также было неясно, как поступать в случае непредоставления информации юридическим лицом на 1 декабря о подтверждении соответствия квалификационным требованиям или при установке срока для устранения несоответствия

В проекте изменений в постановление Минстройархитектуры № 25 изменились требования по опыту работы для объектов первого-второго класса сложности.

Для получения аттестатов первой-второй категории на виды деятельности в области строительства устанавливается требование по наличию у заявителя опыта выполнения работ (оказания услуг) за последние пять лет (не менее пяти реализованных объектов). А в случае выдачи аттестата соответствия на новый срок действия — предоставление опыта выполнения работ (оказание услуг) по заявленному виду деятельности в области строительства на объектах по соответствующей категории аттестата за последние пять лет (не менее двух реализованных объектов).

Правоприменительная практика проведения процедуры аттестации показала, что заявитель, получивший незначительный опыт несложных и непродолжительных по сроку выполнения работ по третьей категории аттестата, претендовал на получение аттестата соответствия второй категории и, получив который, не справлялся с взятыми на себя обязательствами по заключенным договорам. Введение данного требования позволит обеспечить допуск на первую-вторую категории объектов строительства (такие объекты, как строительство Национального аэропорта, Белорусской АЭС, Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода и др.) организаций-заявителей, зарекомендовавших себя как профессионально подготовленных исполнителей, в том числе предусмотреть требования о выполнении объемов работ собственными силами: для первого класса сложности — не менее 70 %, второго — не менее 60 %, от общего объема работ по заключенному договору.

Изменились и требования по опыту для третьего класса сложности. На сегодняшний день квалификационные требования, предъявляемые к опыту выполнения работ (оказания услуг) для третьей и четвертой категорий аттестатов, не установлены. Это позволяет заявителям с отсутствием опыта сразу претендовать на получение аттестатов соответствия третьей категории. Такая ситуация нивелирует разницу между третьей и четвертой категориями аттестатов и предоставляет право организациям без опыта подходить к выполнению работ на строительстве объектов сразу третьей категории (например, проектирование и строительство объектов жилья до 9 этажей).

На основе анализа качественных характеристик заявителей при проведении процедуры аттестации, в том числе их профессионального состава, разработчики предлагают ввести норму по «наличию опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) за последние пять лет (не менее двух реализованных объектов)» для третьей категории, в том числе предусмотреть требования о выполнении объемов работ генеральным проектировщиком или генеральным подрядчиком собственными силами для третьего класса сложности не менее 40 % от общего объема, соответственно, проектных или строительных, иных специальных, монтажных работ по заключенному договору.[/vc_column_text][stm_post_bottom css=».vc_custom_1579163407990{margin-top: 70px !important;}»][stm_post_comments css=».vc_custom_1579163417837{margin-top: 70px !important;}»][/vc_column][vc_column width=»1/3″][/vc_column][/vc_row]