Памяти великого строителя

В ноябре строительное сообщество всколыхнула трагическая весть. Ушел из жизни Михаил Абрамчук, в прошлом первый заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь, куратор знаковых строек страны, народный строитель по праву. Но память жива. И сегодня все, кому выпала честь работать вместе с Михаилом Михайловичем, вспоминают, каким он был человеком, профессионалом, другом, руководителем.

Михаил Михайлович Абрамчук родился 1 сентября 1951 г. в пос. Логишин Пинского района Брестской области. Он был долгожданным ребенком в семье, единственным сыном. В родительском доме росли четыре дочери. Родители очень хотели наследника. Дождались. Будущий строитель рос среди старших сестер, которые его нежно любили и опекали. По воспоминаниям семьи, он был очень ответственным, серьезным и самостоятельным. Профессию выбрал по призванию, его всегда привлекали точные науки, техника, строительство. После окончания Брестского инженерно-строительный института прошел трудовой путь от мастера строительных работ до первого заместителя Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь.

абрамчук

Трудовая деятельность Михаила Михайловича многогранна и включает работу на таких значимых руководящих должностях, как заместитель управляющего трестом «Могилевводстрой» по капитальному строительству (1988–90), управляющий трестом «Могилевстрой» (1990–93), начальник управления капитального строительства Могилевского облисполкома (1993–2002), председатель комитета по строительству, инвестициям и строительной индустрии Могилевского облисполкома (2002), заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь (2002–2005), первый заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь (2005-2011).

Несмотря на постоянную загруженность на работе, был отличным семьянином. После защиты диплома Михаил Михайлович женился по большой любви на своей однокурснице Марии. Она стала хранительницей семейного очага, другом и помощником. Во всех жизненных ситуациях жена была опорой и поддержкой, особенно это было заметно в трудные девяностые годы, когда она всегда подставляла свое плечо. Очень любил свою жену, семью. Вникал во все жизненные ситуации двух дочерей. Души не чаял во внуках. Был учителем и другом для зятей. Был радушным хозяином и на все праздники, юбилеи, дни рождения собирал большую семью за одним столом. На этих семейных встречах устраивал розыгрыши, состязания, соревнования и, когда ему, старшему, удавалось победить зятей, радовался, как ребенок, и называл их «салапеты», «пацаны».

У Михаила Михайловича были трепетные отношения с родителями, особенно с матерью. Он прислушивался к ее мудрым советам. Она души не чаяла в сыне. Ожидая его с радостью, говорила: «Солнце мне засветило, сынок мой приехал». Старался приезжать к родителям часто, особенно когда мать осталась одна, заботился, помогал, привозил лекарства. Сестры жили в разных городах, но часто встречались в родительском доме. Михаил Михайлович был для всех и любимым братом, и другом, и советчиком, и опорой, стержнем большой родительской семьи.

Находясь на заслуженном отдыхе, Михаил Михайлович не терял связи со строительством и, как профессионал своего дела, продолжал поддерживать связь с руководителями строительного комплекса, оказывал им помощь советами в решении возникающих вопросов и стоящих задач. Был дружелюбным, сохранял длительное время хорошие отношения с бывшими одноклассниками и однокурсниками. Михаил Михайлович любил жизнь, движение, труд, не мог «сидеть на пенсии». Слово «пенсионер» — это не про него. Он работал, мыслил, стремился, увлекался.

Памяти великого строителя

Воспоминания…

Александр СЕЛЕЗНЁВ, Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь в 2006–2010-е годы:

— Ушел из жизни замечательный человек, строитель с большой буквы, Михаил Абрамчук. На одного человека стало меньше среди тех, кто строит, создает, созидает. Всю его жизнь можно описать словами: школа, институт, армия, стройки, стройки, стройки… После окончания в 1975 году Брестского инженерно-строительного института начал трудовую деятельность мастером и прошел путь до первого заместителя Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь. Строительство было для него не просто профессией, а призванием и жизнью. Шум строительных кранов и механизмов были его музыкой. Любил жизнь, движение, порыв, энтузиазм. Однозначно скажу, что застой и рутина — то, чего он всегда опасался.

Мне довелось с ним поработать несколько лет. Это было интересное, наполненное амбициозными проектами и целями время. В республике возводились ежегодно миллионы квадратных метров жилья, реализовывалась программа «Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006–2010 годы». В стране появлялись уникальные объекты: Витебский амфитеатр, спортивный комплекс «Минск-Арена», торговый центр «Столица», стекловаренная печь ОАО «Гомельстекло» и др. Сложным, но в то же время уникальной была стройка Национальной библиотеки Республики Беларусь. Он гордился своей работой. Когда к Михаилу Михайловичу приезжали родственники и друзья из-за границы, обязательно поднимался с ними на смотровую площадку Национальной библиотеки и рассказывал с упоением об этом и других объектах Минска. Его не стало, но возведенные под его руководством здания будут служить людям века. У Михаила Михайловича было много идей, планов, которым, к сожалению, не суждено сбыться. Он ушел в расцвете творческих сил… Рад, что в моей жизни был такой человек. Символично, что когда мы с ним прощались, вблизи ритуального зала велась активная стройка, над которой возвышались башенные краны. Он был строителем до последнего дня…

Николай ШЕРЕМЕТ, председатель правления Союза Строителей Республики Беларусь:

Будучи членом Правления Союза Строителей, Михаил Михайлович многое сделал для развития Союза и укрепления его авторитета в стране и на международной арене. Он всегда вносил эффективные предложения, работал на результат, искал и, главное, находил пути выхода из сложнейших ситуаций. Непростыми были стройки Национальной библиотеки Беларуси, в возведении которой участвовало более 130 субподрядных организаций, торгово-общественного центра «Столица». Многое делалось впервые, необходимо было брать на себя ответственность, принимать решения, выбирать из десятков вариантов один, единственно верный. Тем не менее — справились!

Для тех, кто работал рядом с ним, был не столько вышестоящим руководителем, сколько старшим товарищем с богатым жизненным опытом и доброжелательностью, образцом отношения к производству, общественной работе, друзьям, коллегам, семье. Он не приказывал, а, скорее, высказывал пожелания в виде просьбы, и никто не мог отказать, а тем более не выполнить. Зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, умелым организатором, обладал колоссальной трудоспособностью, постоянно работал над совершенствованием управления строительным производством. Никогда никого не подставил, всегда брал удар на себя. Вся жизнь Михаила Михайловича — это яркий пример беззаветного служения избранному делу. Трудно и невозможно поверить в то, что не стало среди нас этого энергичного, жизнерадостного, большого сердца и души человека. Это был настоящий народный строитель Республики Беларусь.

Иван ЮШКЕВИЧ, начальник «Пинской СПМК-11» (Объединение «Брестоблсельстрой»):

— Михаила Михайловича знаю с детства. Мы с ним из одного поселка, учились в одной школе. Правда, он был на четыре класса старше. Отлично помню его родителей, это были добрые, интеллигентные, трудолюбивые люди, которые всегда гордились своими детьми. Наши жизненные пути не разошлись, стройка нас связала. Пересекались мы с ним по рабочим вопросам, он всегда внимательно выслушивал и стремился помочь, дать дельный совет. Важно сказать, что, несмотря на доброту, был достаточно требовательным руководителем, всегда прилагал максимум усилий, чтобы справиться с поставленной задачей. Был предан строительному делу, переживал за строителей. К сожалению, от нас уходят фигуры такого масштаба, человеческого, профессионального. Увы…

Владимир ПИЛИПЕНКО, д. т. н., профессор, иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной инженерной академии, в прошлом директор «Институт жилища НИПТИС им. Атаева С.С.» (1990–2020):

— С Михаилом Михайловичем я знаком более 15 лет. Я впервые встретился с ним, когда он еще работал в Могилеве. Активное общение с Михаилом Михайловичем завязалось, когда он стал первым заместителем Министра архитектуры и строительства. Несмотря на то что первый заместитель Министра не курировал науку, но всегда интересовался новшествами новыми направлениями в строительной науке, радовался отечественным научным достижениям, выступал за развитие и продвижение прогрессивных конструктивных решений и энергоэффективных технологий в республике. Надо сказать, что руководители организаций и предприятий, когда возникали сложности, обращались к нему. Знали — услышит и поможет. Михаил Абрамчук решал, казалось бы, нерешаемые вопросы. Помню, институт разработал проект постановления Совета Министров по энергоэффективному строительству. Документ согласовали практически все инстанции, но Минюст никак. Доложил о сложившейся ситуации Михаилу Михайловичу. Он, услышав о наших отчаянных попытках решить проблему, взял документ и пошел лично к Министру, доказал важность проблемы и проект был согласован. И таких примеров множество. Снискал заслуженный авторитет в коллективах строительных организаций и искреннее уважение всех, кто его знал и работал с ним. Это был щедрый и светлый, позитивный человек. Он мог и отругать, если было за что, но никогда не был злопамятным. Всегда стремился сохранить в отрасли ценные кадры. Тут он был принципиален. За десять лет работы Михаила Михайловича в Министерстве не уволили ни одного специалиста. Видел в человеке главное — честность, отзывчивость, потенциал. Это не каждому руководителю его уровня дано. Было у него еще одно отличное качество, которое, на мой взгляд, присуще исключительно сильной личности: не боялся сказать, что чего-то не знает. Всегда звонил и просил проконсультировать по сложным техническим вопросам, собирал специалистов для консультаций. Мы сохранили с ним хорошие доверительные отношения и когда он ушел из Минстройархитектуры. По праву могу считать его своим добрым товарищем. Это невосполнимая утрата, таких специалистов в стройкомплексе немного. Трудно осознавать, что его уже нет, и мы с ним уже никогда не встретимся, не подискутируем на строительные темы.

Галина МАКАРЕВИЧ, родная сестра:

— Не стало нашего Миши. Он был самым младшим, долгожданным сыном, нежно любимым братом. В детстве был спокойным послушным ребенком, маминым любимцем. Учился в школе хорошо. В школьных драках и разборках не участвовал, наоборот, старался помирить драчунов. Был прекрасным организатором школьных мероприятий, помощником учителей. Одноклассники помнят Мишу как доброго, отзывчивого, надежного человека и друга. Со многими одноклассниками он долгое время поддерживал контакт, а с некоторыми и до последнего времени. В институте был старательным студентом. Будущая специальность инженера-строителя ему нравилась, поэтому учился с удовольствием. Защитил диплом на «отлично». Михаил Михайлович очень любил свою семью. Был любящим заботливым мужем и отцом. Очень любил своих внуков. Активно участвовал во всех делах и жизненных ситуациях. Был учителем и другом для своих зятей. На все торжества большая дружная семья собиралась вместе за одним столом. На этих семейных встречах он устраивал розыгрыши, состязания и, когда ему, старшему по возрасту, удавалось победить, радовался как ребенок. Мы думали, что так будет всегда!

Валентина ЯКИМЕНКО, родная сестра:

— Он был очень рассудительным. Одной фразой, даже вскользь сказанной, мог кардинально изменить мнение собеседника. Помню, когда работала заместителем директора Брестского политехнического колледжа (сегодня филиал УО «Брестский государственный технический университет»), пожаловалась на какие-то проблемы на работе. Он внимательно выслушал, а после утвердительно сказал: «Думай, принимай меры. Если этого сделать не можешь, то должно хватить ума не жаловаться». А ведь так он и жил: никогда не жаловался и всегда стремился справиться с поставленной задачей. Знаю, что непростой для него была стройка Национальной библиотеки, но он с достоинством прошел и этот путь. Строительство было его стихией. Он чувствовал себя нужным людям, старался помогать коллегам, поддержать. За принципиальность и ответственность его высоко ценило руководство. Занимался профессионально охотой, рыбалкой, любил баню. Всегда был активным. Трудно поверить, что нашего Миши нет. Он для нас живой!

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Союз Строителей Республики Беларусь и лично Н.Т. Шеремета

Читайте также