Ола — это 12 Хатыней!

[vc_row][vc_column width=”2/3″][vc_custom_heading source=”post_title” google_fonts=”font_family:Roboto%3A100%2C100italic%2C300%2C300italic%2Cregular%2Citalic%2C500%2C500italic%2C700%2C700italic%2C900%2C900italic|font_style:700%20bold%20regular%3A700%3Anormal” css=”.vc_custom_1589187160537{margin-bottom: 20px !important;}”][stm_post_details css=”.vc_custom_1589186484402{margin-bottom: 20px !important;}”][vc_single_image image=”19763″ img_size=”full” alignment=”center” css=”.vc_custom_1589267647328{margin-bottom: 20px !important;}”][vc_column_text css=”.vc_custom_1589267340408{margin-bottom: 20px !important;}”]«Никто не забыт, ничто не забыто!». И это действительно так. Ставшие крылатыми слова продолжают быть для белорусов незыблемым нравственным законом. Хоть и небольшими шажочками, как может показаться на первый взгляд, но все же память военных лет увековечивается. В стране, даже в самых ее удаленных уголках, создаются новые мемориалы и памятники жертвам фашизма, возводятся скульптуры героям, подвиг которых «запрятался» в архивных документах, появляются братские могилы, восстановленные благодаря непрекращающимся поисковым работам. Помнит Беларусь и трагедию в небольшой деревушке Ола в Светлогорском районе, Гомельской области. 14 января 1944 года здесь были заживо сожжены или расстреляны почти две тысячи стариков, женщин и детей. Ола — это 12 Хатыней! Сегодня на месте несохранившейся деревни создают мемориальный комплекс с одноименным названием. Завершение работ приурочено к 75-летию Победы.

Неравнодушных нет

«Ола» поистине народный проект, участие в котором приняли не только предприятия стройкомплекса, дорожные службы, общественные организации, историки, архитекторы, скульпторы, но и простые белорусы. Необходимость увековечить память о страшной трагедии назрела давно. Инициативную работу в этом направлении проводили местные активисты. Именно они и перечислили первую сумму на специально созданный благотворительный счет. Однако активизировался процесс после того как в декабре прошлого года во время общения Президента Беларуси со студентами и преподавателями медицинских университетов студентка гомельского вуза отметила эту тему. Александр Лукашенко инициативу поддержал. Стало понятно комплексу быть!

Разработать уникальный проект мемориального памятника «Ола» поручили творческому коллективу Института «Гомельгражданпроект». Архитекторами было создано шесть эскизных предложений. В поисках наилучшего единого решения проект неоднократно обсуждался на совещаниях у губернатора области, на художественно-экспертном совете. Состоялись и все другие необходимые согласования. Важный шаг в решении отвода земли постановление Совета Министров Беларуси о преобразовании республиканского заказника «Выдрица».

Активно подключился к работе Светлогорский историко-краеведческий музей, где бережно хранится записанная со слов чудом уцелевших очевидцев печальная история Олы. Для того чтобы воссоздать наиболее точную картину тех дней, музейными работниками проведено свое расследование, написано множество писем-запросов в международные архивы, детально изучены сохранившиеся документы. В результате выполнена реконструкция произошедшего, установлена хронология. Однако, как рассказала главный хранитель фондов Татьяна Климович, узнать фамилии всех погибших пока не удалось. Ола упоминается в документах с 1795 года, как населенный пункт Бобруйского староства Минской губернии. Название деревни походит от одноименной реки (приток Березины), на берегу которой она основана. По переписи 1926 года здесь было 17 дворов, 79 сельчан преимущественно с фамилиями Дикун, Зыкун и Курлович. Деревня, активно развивалась. Перед Великой Отечественной войной тут насчитывалось уже 34 двора и проживало 168 жителей. Большинство жителей работали в колхозе «Путь социализма». Действовали начальная школа и Шатилковский лесоучасток.

 Зимой 1943-1944 гг. поселение оказалось в прифронтовой зоне. Ола находилась на заболоченной и труднопроходимой территории и, казалось, деревушку охраняет сама природа, окружив густой плотной стеной хвойного леса и болотными топями. Сюда, как в последнее пристанище безопасности, с надеждой выжить сбегались старики, женщины, дети окрестных деревень Светлогорского и Жлобинского районов. Ожидая приближения Красной Армии, спасавшиеся, а это около 2 тысяч человек, ютились в хатах, сараях, землянках, куренях. До освобождения оставались менее полугода…

Ранним утром 14 января 1944 года немецкий карательный отряд окружил деревню. Всем, будто бы для регистрации на эвакуацию, приказали войти в большой сарай, в котором до войны содержался скот. Те, что пытались прорваться сквозь вражескую цепь, падали, скошенные автоматными очередями. Спрятавшихся в землянках и ямах находили собаки. Из сарая забирали отдельными группами, заявляя при этом, что будут автомашинами отвозить в тыл, и отводили на другой конец деревни. Загоняли в дома, сараи, обливали горючей жидкостью и поджигали,рассказывает Татьяна Викторовна.

Люди погибали от огня и взрывов гранат, что забрасывались в окна и двери. Многих живыми бросали в огонь, а тех, кто выбегал из пламени, убивали. В завершение расправы подожгли сарай. Люди поняли, что их ждет гибель, и ринулись через ворота во двор. Всех расстреливали из автоматов и пулеметов. Деревня была уничтожена. Всего в этот день здесь погибло 1758 человек, среди которых 950 детей, 100 мужчин, 508 женщин и 200 стариков.

Известно, что после освобождения в 1948 года были попытки вдохнуть новую жизнь в деревушку, родственниками погибших был отстроен 21 новый двор. Однако дальнейшее строительство Олы, находившейся в труднодоступном лесном массиве, оказалось неперспективным. Люди постепенно стали переселяться в соседние села. Да и все вокруг напоминало о трагедии: пепелища, обугленные деревья, поросшие бурьяном палисадники некогда цветущих подворий… Последним жителем деревни, кто продолжал сохранять горькую память своих земляков, стал Владимир Яковлевич Дикун. В1980-е в Оле уже никто не жил, и она окончательно исчезла с карты Беларуси как действующий населенный пункт.

Долг поколений

Долгие годы трагедия в Ола была отмечена весьма скромно. После Великой Отечественной войны на месте деревни остались пепелища, а на окраине — братская могила, где покоятся останки погибших мирных жителей, 495 воинов, освобождавших эту территорию. В 1958 на захоронении установлен памятник — скульптура солдата с венком. Сегодня обветшавший памятник заменили на новый. В 2013 году в 300 метрах от братской могилы установили Поклонный крест и памятный камень. Место выбрали не случайно: до войны здесь размещался самый первый двор деревни, хозяин которого Алексей Зыкун ушел на фронт. В полесской глуши остались его жена и 8 детей. Во время облавы вся его большая семья спряталась в землянке, выкопанной во дворе дома. Но немцы их обнаружили и бросили в укрытие гранату. Все тотчас погибли. В память о своей семье фронтовик установил крест.

По задумке архитекторов мемориальный комплекс должен стать еще одним монументальным центром для почитания памяти жертв фашизма. Как рассказал главный архитектор проекта Сергей ПЕРВИЦКИЙ, композиционно объект включает три основных блока: входная группа, мемориальная зона (на территории, примыкающей к существующему братскому захоронению) и соединяющий их пешеходный маршрут по бывшей деревенской улице. Мемориальная зона состоит из вновь возводимого памятного знака, завершающего перспективу пешеходного маршрута.

— Пешеходный маршрут повторяет очертания не вернувшейся к жизни деревенской улицы. Местность заросла лесом, но кое-где сохранились кусты сирени, яблони. К сожалению, некоторые деревья не удалось спасти. В ходе работы над объектом было принято решение возвести символические калитки по числу сожженных домов — 34 застывших напоминания. К сожалению, это не конкретно те места, где были усадьбы. Очертания бывших подворий сохранились только местами, — отмечает Сергей Викторович. —Увековечить фамилии людей, которые тут жили, не удалось. Мы не теряем надежду завершить задуманное: если в процессе поисковых работ данные будут появляться, то есть элементы, на которых их можно будет воспроизвести.

Впечатляющая авторская задумка — входная группа, которая включает в себя портал главного входа, внушительных размеров стеллу с надписью-посвящением и гранитную карту с упоминанием сожженных и не возродившихся деревень Гомельщины. Это более 120 населенных пунктов и лишь десятая часть от общего количества пострадавших деревень. Кроме того, перед порталом главного входа размещена аванплощадь с архитектурно-художественной композицией в виде обугленного дерева, установленного над стилизованным водоемом. Вдоль пешеходного маршрута расположено восемь бетонных ограждений с прорезными силуэтами погибших детей и взрослых. Конструкции повторяют очертания границ лесного массива, их для большей выразительности покрывают раствором, имитирующим мрамор и обгоревшее дерево. Все элементы достаточно габаритные, что подчеркивает масштаб трагедии. Центральные композиции — символический крест, стела с набатным колоколом и звонница высотой 4,2 м в виде деревенского сарая.  Колоколов меньшего размера на звоннице столько же, сколько деревень, жители которых погибли здесь 14 января 1944 года.

По плану проектировщиков «поддерживающим» элементом станут скульптуры белорусских мастеров. В Олу перевезли 10 массивных каменных скульптур, созданных летом 2019 года на тематическом пленэре в Светлогорске. Каждый скульптор, используя свой творческий стиль, постарался образно передать всю гамму чувств, которые вызвала у них трагедия Олы, гибель беззащитных жителей.

Элементы для мемориального комплекса «Ола» изготовил «Гомельский ДСК», многие специалисты предприятия были задействованы непосредственно на самом объекте. Следует сказать, что для домостроительного комбината это нетиповая продукция, но благодаря проведенной модернизации, как отмечает руководство, удалось в кратчайшие сроки реализовать идею архитекторов. Параллельно с монтажом изделий силами СУ-243 велось благоустройство территории.

Подключились к общему делу и дорожные строители. Ранее к месту захоронения сожженных фашистами жителей деревни было очень сложно добраться: до 2012 года дороги как таковой не существовало, а была лишь наезженная лесовозами колея. В 2012 году силами Светлогорского ДРСУ-207 здесь построена дорога с гравийным покрытием, которая сейчас заасфальтирована.

В мемориальной зоне запланирована яблоневая аллея из 13 саженцев — по количеству деревень, жители которых погибли в ходе карательной операции. Ее начало заложено во время республиканского субботника. Высаживают специальный сорт яблони — Ола. Символично, что у этого сорта красноватый ствол, красные плоды и при цветении есть красноватый оттенок.

По мнению всех, кто причастен к созданию мемориального комплекса, Ола — самая жертвенная деревня Беларуси. И поэтому она должна стать символом памяти, ничего не прощающей фашизму. Сохранение памяти о трагической судьбе полесской деревушки — долг поколений, которые 75 лет живут под мирным небом, убеждены участники проекта. Это святое место. Мы никогда не должны забывать об этом.[/vc_column_text][stm_post_bottom css=”.vc_custom_1589186531790{margin-top: 70px !important;}”][stm_post_comments css=”.vc_custom_1589186539189{margin-top: 70px !important;}”][/vc_column][vc_column width=”1/3″][/vc_column][/vc_row]

Читайте также