Новый Градостроительный кодекс гарантирует независимость экспертизы

Только эксперт, защищенный законом, может действительно быть независимым в своих действиях. Об этом заявил в ходе IV Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» (19 ноября) генеральный директор РУП «Главгосстройэкспертиза» Республики Беларусь Виктор ПЕТРУША, сообщает официальный сайт Главгосстройэкспертизы России.

Новый Градостроительный кодекс гарантирует независимость экспертизы

Виктор Петруша рассказал участникам конференции о том, как идет оптимизация требований и положений законодательства, регулирующих оценку градостроительной и проектной документации. В процессе актуализации действующей нормативно-правовой базы и приведения ее в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) — основным документом, регулирующим правовые отношения во всех сферах национальной экономики, были внесены изменения в законы Республики Беларусь, напрямую связанные с экспертной деятельностью в строительстве. По словам докладчика, с июля 2019 г. действуют поправки к законам «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

«В этих актах предусмотрена серьезная оптимизация разрешительных процедур, в том числе значительное уменьшение перечня проектов, подлежащих экологической и санитарно-гигиенической экспертизам. В полном объеме эта норма начала работать в 2020 году», — сообщил Виктор Петруша. При этом основные полномочия по оценке проектной документации в части безопасности объектов капитального строительства перенесены на строительную экспертизу. «Таким образом, теперь большая часть проектов проходит одну строительную экспертизу вместо трех», — отметил спикер.

Одним из давно ожидаемых законодательных актов для отрасли стал Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — Кодекс), проект которого разработан Правительством в рамках реализации Декрета № 7. Проект Кодекса, направленный на совершенствование строительной отрасли республики, объединяет концептуальные положения в сфере строительства.

«Впервые в законодательный акт такого уровня нам удалось включить основополагающие положения, которые устанавливают подходы, обеспечивающие независимость органов госстройэкспертизы и экспертов по осуществлению своих полномочий, а также невмешательство в их деятельность», — заявил Виктор Петруша. При этом он особо подчеркнул, что в соответствии с нормами Кодекса государственным органам, политическим партиям, другим общественным объединениям, организациям или их представителям, а также лицам, делегирующим интересы заказчиков, застройщиков, инвесторов и других граждан, запрещено пытаться влиять на экспертов или создавать препятствия для его работы. «Только эксперт, защищенный законом, может быть действительно независимым, то есть руководствоваться требованиями законодательства, при этом спокойно и добросовестно выполнять свои обязанности. Введение этой нормы мы считаем чрезвычайно важным достижением», — убежден Виктор Петруша.

Руководитель Главгосстройэкспертизы республики рассказал участникам конференции и о других важных изменениях законодательства страны, направленных на модернизацию строительной отрасли и снижение административных барьеров. Так, в 2020 году Правительством был принят план мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу.

«Республика ориентируется на создание благоприятных, раскрепощенных условий для ведения экономической деятельности субъектами хозяйствования. Следовательно, этой же задаче подчинена и деятельность органов государственной строительной экспертизы», — обратил внимание участников конференции Виктор Петруша. Новые документы разрабатываются и утверждаются в целях создания в стране прогрессивной системы технического нормирования, основанной на параметрическом методе, переходу к более гибким и универсальным нормам проектирования, позволяющим применять в строительстве современные технологии и материалы. Спикер напомнил, что для реализации этих задач Указом Президента Республики Беларусь введены два новых вида технических нормативных правовых актов — строительные нормы (СН), то есть обязательные требования в области безопасности зданий и сооружений, и строительные правила (СП), то есть способы достижения строительных норм, применять которые будут на добровольной основе.

Минстройархитектуры Беларуси уже утвердил и ввел в действие 33 СН, и эта работа продолжается. Но пока рано делать какие-либо выводы относительно их работоспособности, считает докладчик. «Надеюсь, что к нашей встрече на Международной конференции в следующем году уже будет наработана практика применения новых норм, и мы сможем поделиться результатами проделанной работы», — сказал Виктор Петруша.

Вместе с тем он отметил и ряд сложных мест в действующей системе регулирования строительства. В частности, сегодня в Беларуси установлены жесткие требования к соответствию размещения объектов градостроительной документации. «С нашей точки зрения, эти требования избыточны», — отметил спикер. В целом, не отрицая необходимость как тщательной разработки градостроительной документации, так и ее экспертизы, Виктор Петруша выразил мнение, что сегодня законодательство в области градостроительства построено таким образом, что реализуемые в республике проекты отстают от реальных перемен, происходящих в экономической и социальной жизни населенных пунктов. Эти перемены, в свою очередь, требуют оперативных изменений в части планирования застройки территорий и правил размещения объектов строительства, в том числе для исключения хаоса при застройке. «Полагаем, что такая проблема характерна не только для нас. Поэтому было бы важно сообща выработать единые механизмы для решения такого рода задач в наших странах», — подчеркнул спикер.

Согласно данным в 2019 году силами 700 работников экспертизы рассмотрено более 15 тыс. проектов, основная доля представлена в электронном виде. Снижение сметной стоимости строительства по результатам экспертизы составило почти 10 %. «Таким образом, оценивая экономическую эффективность нашей работы в пересчете на одного работника, можно сказать, что благодаря экспертизе предотвращено необоснованное вовлечение в оборот порядка 1,24 млн долл. США, или почти 100 рублей на каждый рубль заработной платы», — подытожил Виктор Петруша свое выступление на IV Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы».

О значительных сдвигах в сфере строительства в Беларуси рассказал на конференции и директор Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве (далее — РНТЦ по ценообразованию в строительстве) Геннадий ПУРС. Свое выступление он посвятил ресурсному методу ценообразования в строительстве, который начали применять в Республике Беларусь почти девять лет назад. Как известно, ресурсный метод, в отличие от базисно-индексного, принятого в экономике Советского Союза, позволяет не только стабилизировать, но и снизить цены на продукцию строительной отрасли. Внедрение системы ценообразования в проектном деле на основе ресурсного метода позволяет создать стабильную и независимую от инфляционных процессов градостроительную систему. «Если говорить об уровне внедрения ресурсного метода в Республике Беларусь, то сегодня его используют на 87 % объектах строительства, в то время как старый, базисно-индексный метод — только на 13 %», — отметил спикер.

Директор РНТЦ по ценообразованию в строительстве обратил внимание участников и на то, как устроен масштабный интернет-ресурс — Республиканская база текущих цен на ресурсы в строительстве, а также о заполняемости Республиканского фонда проектной документации (далее — Фонд). Сегодня в него внесено 97 типовых проектов, 207 проектов, рекомендованных для повторного применения, 477 пакетов документации на типовые строительные конструкции, изделия и узлы. Что касается индивидуально разработанной проектной документации на строительство различных объектов, то в Фонде на текущий момент находится 53 таких проекта. Спикер сообщил, что информация, размещенная в Фонде, весьма востребована и доступна всем желающим.

«Пока что проектировщики не могут на 100 % получать цены из базы текущих цен. Для того чтобы она заработала, от «промышленников» требуется, чтобы они заполнили ее хотя бы на 95 %. Чтобы простимулировать их сделать это, мы разработали необходимые нормативные акты», — резюмировал Геннадий Пурс.

Читайте также