Проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Автор: Кристина РЕШЕНОК
стройка

Министерством архитектуры и строительства подготовлен проект Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Общественное обсуждение документа планируется провести в первой половине сентября.

В проекте Кодекса предусмотрены мероприятия по дальнейшему совершенствованию и упрощению требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства государственных органов в эту сферу.

Документ призван обобщить и актуализировать нормативные правовые акты в строительной области; поспособствовать дальнейшему сокращению, упорядочиванию и консолидации требований ТНПА (включая противопожарные, санитарные и природоохранные требования) к строительству объектов; повысить ответственность разработчиков проектной документации, лиц и организаций, осуществляющих технический надзор, и других субъектов за выполнение своих функций в процессе осуществления строительной деятельности. В основу Кодекса предложено включить Закон от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

В разделе I документа содержатся данные об основных терминах и их определения, сфере применения Кодекса, принципах осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Раздел II проекта Кодекса состоит из двух глав, в которых определены субъекты в данной области и требования, предъявляемые к этому виду деятельности.

Раздел III содержит нормы, определяющие направления государственной политики, госрегулирования, техническое нормирование и стандартизацию, аттестацию, ценообразование, закупки в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Здесь, в том числе, приведены сведения о полномочиях Президента, Правительства, Минстройархитектуры, иных органов госуправления в названной области.

Также в этом тематическом блоке определяется компетенция территориальных органов Минстройархитектуры, которые одновременно являются структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Предусматривается, что территориальный орган Минстройархитектуры возглавляет главный архитектор области, города, района в соответствии с Положением, которое утверждает Совет Министров. Это новый подход, ранее названные органы находились только в местном подчинении. Нововведение повысит статус территориальных органов в области архитектуры и будет соответствовать требованиям об установлении за Министройархитектуры регулятивной функции в этой сфере.

Кроме того, в документе предлагается закрепить нормы о порядке функционирования системы технического нормирования и стандартизации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах». Ранее эти вопросы регулировались Государственным комитетом по стандартизации, а сегодня относятся к компетенции Министерства архитектуры и строительства.

Разделом IV устанавливаются требования по научному, информационному, финансовому и материально-техническому обеспечению архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В документе, в том числе, содержатся требования к созданию государственного строительного портала. Ранее этот вопрос законодательством не регулировался. С помощью государственного строительного портала должно обеспечиваться:

формирование единой информационной среды в строительном комплексе для упрощения взаимодействия участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, деятельности в области промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на всех этапах жизненного цикла объектов строительства, включая эксплуатацию и снос (утилизацию);

автоматизация последовательности действий при осуществлении инвестпроектов в строительстве, раскрывающих основные стадии этого процесса (от инвестиционного замысла до введения в эксплуатацию построенного объекта и его государственной регистрации) и установленные законодательством требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении этих стадий;

информационное взаимодействие с государственными информационными ресурсами (системами) посредством общегосударственной автоматизированной информсистемы;

осуществление административных процедур в электронной форме, а также оказание электронных услуг посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы;

сбор информации о текущем и перспективном состоянии объектов строительства на любом этапе их жизненного цикла, хранение указанной информации, обусловленное технологией функционирования Госстройпортала, оказание информационных услуг на основе этой информации, в том числе в качестве информационного посредника;

сбор и хранение информации, необходимой для формирования единой информационной среды в строительном комплексе, включая каталогизацию и формирование банка данных по текущим (отпускным) ценам на продукцию, используемую в строительстве, оказание информационных услуг на основе этой информации;

размещение необходимых информационных ресурсов и электронных сервисов (ссылки на них) для предоставления информуслуг в качестве информационного посредника;

содействие разработке, внедрению и развитию технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов.

Владельцем Госстройпортала определяется Министерство архитектуры и строительства, а его пользователями — юридические и физические лица, являющиеся участниками жизненного цикла объекта строительства и другие заинтересованные.

Оператором Госстройпортала выступает РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве», который обеспечивает его создание, функционирование, эксплуатацию и развитие.

В разделе V проекта Кодекса определяются формы международного сотрудничества в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также правовые основы такого сотрудничества.

Раздел VI состоит из трех глав и содержит нормы, касающиеся требований к градостроительной деятельности. Следует отметить, что в основном в этот раздел включены нормы действующего Закона № 300-З.

В разделе VII определены общие подходы к разработке предпроектной (предынвестиционной) документации и нормы, которыми регулируется порядок разработки, согласования, утверждения проектной документации.

Раздел VIII посвящен экспертной деятельности.

Положения раздела IX регулируют вопросы осуществления строительной деятельности. Здесь содержатся нормы, регламентирующие вопросы сноса объектов строительства. Ранее они не были урегулированы Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Помимо прочего, в этом разделе предлагается предусмотреть нормы, устанавливающие порядок организации приемки объекта строительства в эксплуатацию; определить порядок создания приемочной комиссии и сроки ее работы. Также в документе содержатся критерии, по которым производится оценка приемочной комиссией при приемке объекта в эксплуатацию; устанавливаются требования и порядок проведения обследования зданий, сооружений при эксплуатации.

В раздел X включены нормы о признании утратившими силу некоторых законодательных актов и их отдельных положений; поручение Совету Министров о приведении актов законодательства в соответствие с настоящим Кодексом; нормы о порядке вступления в действие проекта Кодекса.

Разработку, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Кодекса поручено провести до 1 января 2020 г.

Ознакомиться с текстом проекта Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности можно на официальном сайте Минстройархитектуры.

Добавить комментарий