«Успех приходит не к тем, кто работает, как все, а к тем, кто работает больше!»

Автор: Елена КУНАХОВЕЦ

Аркадий Александрович СПОТКАЙ — личность в строительном комплексе Беларуси широко известная. У него просят совета коллеги и подчиненные, его ставят в пример молодым специалистам. Талантливый руководитель, грамотный менеджер и организатор, мудрый наставник — целеустремленности и жизнелюбию этого человека может позавидовать каждый. В преддверии своего 85-летнего юбилея директор ОАО «Минский Промтранспроект» поделился с «РСГ» рассуждениями о своей жизни и строительной профессии.

споткай

— Аркадий Александрович, нынешний год для вас богат на юбилеи — 85-летие, 55-летие трудовой деятельности в институте. Почему свою жизнь решили связать со строительством, с чего начинали трудовой путь?

 На моей малой родине, в деревне Низкий Городец Толочинского района Витебской области, все говорили, что профессия строителя очень почетная и востребованная. Помню, до Гомеля, где в 1953 году открылся Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, я добирался на товарняках: денег даже на билет не было, а тяга к знаниям была огромнейшая. По приезду старшие товарищи рассказали, что от выбранной специальности зависит размер стипендии, поэтому я сознательно остановился на самом «оплачиваемом» факультете движения (улыбается), специальность «Организация перевозок». Пять лет в вузе пролетели как одно мгновение. Когда у меня на руках оказался диплом инженера путей и сообщения по эксплуатации железных дорог, узнал, что институту «Белпромпроект» требуются специалисты для проектирования железнодорожного транспорта для Новополоцкого НПЗ. Это был 1960 год. Отправился на собеседование и, не поверите, меня сразу же приняли в отдел генерального плана и транспорта. У маститых инженеров крупнейшего проектного института я многому научился. Через четыре года, как подающего надежды молодого инженера, меня перевели в Минское отделение института «Промтрансниипроект». Начинал с должности старшего инженера, а в 1990 году был избран директором института.

— За последние 15 лет по показателям стабильности и экономического развития ОАО «Минский Промтранспроект» стал одним из самых успешных предприятий строительного комплекса республики. Как считаете, в чем главный залог успеха?

— Главное в любом деле — взаимопонимание и поддержка коллег. Каждый человек по своей природе стремится к созиданию. Важно это заметить и поддержать его в стремлении, не мешать, а давать свободу к творчеству. Как показывает практика, только личным примером можно вдохновить коллектив на плодотворную работу, поэтому даже на девятом десятке стараюсь не забывать о саморазвитии (улыбается). Хорошего руководителя в свою очередь отличает умение грамотно реагировать на возможные экономические трудности, прогнозировать ситуацию и заранее принимать меры, чтобы по максимуму смягчить негативные последствия. Годы работы в условиях рыночной экономики с частыми периодами нестабильности многому нас научили: не надо обольщаться тем, что все хорошо в данный момент, не впадать в эйфорию, ведь никто не знает, что будет завтра. Любому предприятию полезно иметь определенный финансовый резерв,  придерживаться политики разумной экономики. Ведь сэкономить, как говорят американцы, это прилично заработать. Успех приходит не к тем, кто работает, как все, а к тем, кто работает больше, на конкретный результат.

— За годы неустанного труда в вашей копилке, наверняка, оказалось множество наград, какую из них назвали бы самой знаковой?

— Безусловно, это Премия Совета Министров СССР. Высокую награду я получил еще в должности старшего инженера института «Промтрансниипроект» за разработку и реализацию проекта Витебского промышленного узла. Чувство гордости вызывают и серебряные медали ВДНХ СССР за проекты горочных сортировочных железнодорожных станций Новополоцк и Мозырь-Южный (Барбаров). В свое время мы инициировали создание промышленных узлов в близких по профилю предприятиях. Такая практика позволила на 32 % сократить стоимость строительства: раньше ведь каждому заводу необходимо было возводить свои очистные сооружения, свой водозабор, свою металлобазу, свою промышленную железнодорожную станцию, а теперь создавались общие узловые объекты инфраструктуры. К тому же благодаря этому нововведению на 29 % сократилась и площадь занятых под строительство земель. В последующие годы по проектам ОАО «Минский Промтранспроект» построен внешний и внутренний транспорт (железнодорожные и автомобильные дороги) крупнейших предприятий нашей республики, среди которых Мозырский и Новополоцкий НПЗ, ОАО «Беларуськалий», «Гродно Азот», «Белшина», «Доломит», РУПП «Гранит», а также Минская и Могилевская ТЭЦ., Каунасская, Смоленская и Саратовская ТЭЦ, Балаковская, Белорусская АЭС, 1-е городское транспортное кольцо (путеводные развязки) в г. Минске, Западный обход г. Бреста.

— Времени на отдых при такой занятости, полагаю, у вас остается немного, однако все-таки, когда выдается свободная минутка, чем предпочитаете заниматься?

— Я человек от земли, поэтому могу днями напролет работать в саду или огороде. Всегда с большим нетерпением жду прихода весны. Особенно люблю время, когда солнышко только начинает пригревать и вся природа пробуждается от зимнего сна. А вообще, как и для любого человека, на первом месте в моей жизни семья. Хочется через детей и внуков сохранить свое продолжение и оставить след на этой земле. Каждый человек должен понимать, что длина его жизни зависит от Бога, а ее ширина все-таки от него самого. Вот я и стараюсь свою жизнь максимально расширить.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2019 г. № 426 за многолетний плодотворный труд, образцовое исполнение служебных обязанностей, заслуги в области строительства Аркадию Александровичу СПОТКАЮ присуждено почетное звание «Заслуженный строитель Республики Беларусь».