У истоков

Автор: Алексей КОНОПЛЕВ
Рубрика:
Минск

Комитет государственных сооружений БССР (1920–1922)

Строительная отрасль Беларуси отсчитывает свое существование с 16 июля 1920 г., когда постановлением Минского губернского Совета народного хозяйства от 19 июля 1920 г. (то есть «задним числом») при Совете народного хозяйства БССР образован Комитет государственных сооружений БССР (Комгосоор) — первый государственный орган, централизованно управлявший строительством на белорусских землях. Это учреждение одновременно входило в систему Главного комитета государственных сооружений РСФСР при СНХ РСФСР. Главными задачами нового госоргана стала ликвидация последствий военных разрушений: восстановление и ремонт дорог, мостов и водных путей, а также школьное и больничное строительство.

 

Исторический контекст

Пять лет войн и разрушений

Сделаем отступление и немного расскажем о временах формирования нового госоргана. За пять дней до образования Комгосоора, 10 июля 1920 г., Красная армия заняла Минск, выбив из него польские войска.

К тому времени на белорусских землях уже пять лет шли боевые действия. В 1915 году из-за неудач русской армии на Восточном фронте Первой мировой войны началось ее масштабное отступление из Галиции, Польши, Литвы и Беларуси. В результате фронт стабилизировался на линии Двинск (совр. Даугавпилс) — Поставы — Барановичи — Пинск. Западные территории Беларуси оказались под оккупацией войсками кайзеровской Германии. Первая мировая война стала настоящей трагедией для белорусского народа. Когда неспособность сдержать немецкое наступление стала очевидной, российские власти перешли к тактике «выжженной земли» — было решено не оставлять немцам вообще ничего. Все, что нельзя было вывести, уничтожалось на месте. Разрушались мосты, железные дороги, склады с продовольствием, выжигались засеянные поля и целые деревни. Жителей принудительно эвакуировали на Восток. Белорусские города, не доставшиеся немцам, заполонили беженцы, которые потеряли жилье и средства к существованию.

На оккупированных территориях ситуация была не лучше. Немецкое командование рассматривало их как источник материальных ресурсов для нужд фронта. Содержались только те объекты инфраструктуры, которые были необходимы армии. Немцы эксплуатировали природные богатства, увозили в Германию оборудование уцелевших промышленных предприятий, ввели трудовую повинность для мирного населения.

Большевики, придя к власти в ноябре 1917 г., поспешили заключить с Германией сепаратный мир. Однако первый этап переговоров провалился, и немцы 18 февраля 1918 г. перешли в наступление. На следующий день в Минске началась паника, большевистское руководство не смогло организованно эвакуироваться, даже эшелон командующего Западным фронтом Александра Мясникова отошел с большим трудом. Минск уже 21 февраля без боя был сдан германским войскам.

Минск

Практически не встречая сопротивления, они быстро преодолели более 250 км, а под угрозой захвата оказался даже Петроград. В итоге большевики были вынуждены 3 марта 1918 г. подписать в Брест-Литовске сепаратный мир на немецких условиях. По Брестскому миру Германия оккупировала большую часть белорусских земель вплоть до Орши, Могилева и Гомеля.

В  России два месяца спустя с мятежа Чехословацкого корпуса начитается Гражданская война.

Однако уже через восемь месяцев, 9 ноября 1918 г., в самой Германии берет верх революция. Советская Россия 13 ноября отменяет Брестский мир, планируя вначале вернуть потерянные земли, а в перспективе подготовить плацдарм для продвижения мировой революции. С оккупированных территорий начинается вывод немецких войск. Вслед за отступающими немцами в белорусские города начитает вступать Красная армия.

В это же время возрождается Польское государство. Идеей «фикс» политической элиты Польши во главе с Юзефом Пилсудским стало восстановление государства в границах 1772 года, а это значит присоединение белорусских, украинских и литовских земель. Уже 1 января 1919 г. польские войска занимают Вильно, а в Смоленске провозглашается Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ) — белорусское государство на советской основе.

Минск

При посредничестве Антанты поляки заключают соглашение с немцами, которые пропускают польские силы на восток. Красная армия и Войско Польское движутся навстречу друг другу. Уже в начале января 1919 г. начались первые вооруженные столкновения, которые затем перешли в полноценную войну.

Большевики объединяют 27 февраля 1919 г. ССРБ и Литовскую советскую республику в новое государство — Литовско-Белорусскую ССР, которая должна стать буфером между Польшей и Советской Россией. Республика просуществовала несколько месяцев, пока вся ее территория не была занята польскими войсками. Пользуясь слабостью Красной армии на западном направлении, когда основные силы большевиков были сосредоточены против Добровольческой армии Деникина, готовившей наступление на Москву, польская армия развила успешное наступление в Беларуси. Поляки заняли Гродно 28 апреля, 9 августа — Минск, а 29 августа 1919 г. — Бобруйск.

Весной-летом 1920 года советское командование начинает наступление на Запад, подтянув резервы с других фронтов. Западный фронт под командованием Тухачевского развивает успешное наступление. Польская армия 10 июля 1920 г. оставляет Бобруйск, 11 июля — Минск, 14 июля РККА берет Вильно, а 1 августа 1920 г. практически без боя занимает Брест.

Окрыленные таким успехом, большевики предприняли попытку взять Варшаву и установить на территории Польши советскую власть. Однако в середине августа на подступах к столице полякам удалось остановить советское наступление («Чудо на Висле»). Красная армия понесла тяжелые потери.

В войне наступил очередной перелом. Польской армии удалось развить наступление и войти во флаг советскому Западному фронту. Понимая невозможность эффективной обороны, Тухачевский отдает приказ об отступлении на восток. Поляки занимают Гродно 26 сентября 1920 г., 12 октября — Минск и Молодечно.

В тот же день было заключено перемирие, а 18 марта 1921 г. подписан Рижский мирный договор, согласно которому территории Западной Беларуси и Западной Украины отходили Польше. Почти на двадцать лет белорусская нация оказалась разделена между двумя государствами.

Как мы видим, за это время по нашим землям в противоположных направлениях перемещался фронт, белорусские города несколько раз переходили из рук в руки, практически всегда такая смена власти сопровождалась гибелью людей и разрушениями.

Итогом войн и революций стали огромные демографические потери и разрушенная экономика. Если в начале 1914 года на территории Беларуси проживало примерно 7,4 млн чел., то к 1921 году население сократилось до 6,7 млн чел. Весной 1918 года в Беларуси фактически начался голод, который до конца 1921 года оставался частью повседневной жизни. В это же время свирепствовали эпидемии сыпного тифа и испанского гриппа.

 

Единый орган, регулирующий строительство

Со дня своего основания Комитет государственных сооружений участвовал в восстановлении разрушенной войной экономики. Так, первоочередной задачей учреждения стало городское, сельское, фабрично-заводское и санитарное строительство. В сферу деятельности учреждения входило проектирование, строительство и ремонт дорог и мостов, улучшение водного транспорта путем очистки русла рек, постройка новых и ремонт старых пристаней. На Комгосоор возлагалось также строительство зданий государственного значения и новых сооружений городского/местного значения, наблюдение за своевременностью отпуска и правильностью расходования сметных кредитов. Отдельной задачей нового органа прописывалось «регламентация, общее наблюдение, руководство и контроль над всеми архитектурно-строительными работами в Белоруссии». По сути был создан единый орган, регулирующий архитектурно-строительную деятельность.

Структура Комитета государственных сооружений неоднократно менялась. Например, в конце 1921 года действовали общий отдел, счетно-финансовый, архитектурно-строительный, дорожно-строительный, водно-строительный, материальный отдел.

В частности, на отдел дорожного строительства (Дорстрой) возлагалось изыскание, проектирование и управление всеми дорожными работами, а также разработка смет дорожного строительства, содержание и ремонт железных шоссейных и грунтовых дорог. Кроме того, отдел мог привлекать население для ремонтных и земляных работ в рамках трудовой повинности.

«Отдел строительства, вспомогательного к водному транспорту» (Водстрой) должен был обследовать все водные пути, углублять русла рек, строить водные пристани и подъездные пути к ним.

Счетно-финансовый отдел (Счетфин) занимался учетом всех поступивших и расходуемых сумм, а материально-хозяйственный распоряжался стройматериалами.

Отдел архитектурного строительства (Архистрой) должен был способствовать «объединению всей строительной деятельности и созданию единого строительного плана».

В 1921 году появилось на свет технико-нормировочное бюро, задачей которого стала разработка и установление норм производительности труда, определение затрат рабочей силы и материалов на установленную единицу работ, разработка систем оплаты труда применительно к местным условиям.

Повлиял на структуру Комгосоора и переход к Новой экономической политике. В его составе появилась Строительная контора (Стройконт). Она организовывалась на акционерных началах и провозглашалась полугосударственным органом. Ее членами могли быть как строительные кооперативы, так и частные лица, внесшие в общество определенный капитал. Она могла участвовать в торгах на подряды, причем при равных условиях Стройконту предоставлялось преимущество. Для «интенсивного выявления частной инициативы» Стройконт освобождался от предварительной ревизии Рабоче-крестьянской инспекцией и от внесения залога при заключении договоров. За такие привилегии государство забирало себе определенный процент прибыли, который расходовался на внеплановое строительство. Так 99 лет назад в Беларуси появилось своего рода государственно-частное партнерство в строительной сфере.

Беларусь

В уездах были образованы отделы Комгосоора, которые подчинялись уездным Советам народного хозяйства.

Комгосоор изначально формировался как единый нормотворческий орган в строительстве страны. «Комитет государственных сооружений прежде всего должен являться централизованным техническим органом, призванным создать техническую основу социалистического хозяйства в области государственного строительства», — говорилось в документах. Только за первый год своей работы Комгосоор как регулирующий орган принял положения о делении дорог на разряды и финансировании дорог первого и второго разрядов за государственный счет, о натуральной дорожной повинности для обслуживания дорог третьего разряда. Были разработаны положения о принципах нового строительства в городе и деревне, о популяризации технических знаний в крае, в рамках которого одобрен проект учреждения при Комгосооре техникума, чтобы объединить теорию и практику специальных знаний.

 

Минск

Строили дороги, школы больницы

Задачи перед Комитетом стояли поистине грандиозные. Среди них на первом месте оказалось дорожное строительство.

«За годы войны, когда все внимание было сосредоточено только на дорогах, имеющих стратегическое значение, карта дороги изменилась до неузнаваемости. Дороги, ранее связывавшее значительные экономические пункты, совершенно не ремонтировались, а иногда и вовсе забрасывались, если они не имели стратегического значения. И, напротив, там, где раньше были сыпучие пески и непроходимые топи, войсками проложены новые дороги. Даже прежде хорошее шоссе теперь требует значительного ремонта», — говорилось в отчете Комгосоора.

Приведение в порядок дорог было особенно необходимо Красной армии. Так, для нужд РККА при Комгосооре в 1921 году организовали пять рабоче-строительных отрядов. Первый отряд заготавливал материалы для постройки гражданских сооружений на Риго-Орловской железной дороге, второй и третий выполняли важное задание — перешивали железнодорожные пути на участках прифронтовой полосы под русскую колею. Их во время войны немцы переделали под свои стандарты, чтобы снабжать фронт. Об актуальности проблемы прямо говорит документ: «Быстрая изменчивость фронта, характеризующая последние месяцы войны у нас на Западе, не дает ни возможности, ни времени техническом аппарату сосредотачивать свое внимание на работах сколько-нибудь постоянного характера. Стратегические линии, имеющие второочередное значение, остаются неперешитыми».

Минск

Четвертый отряд прокладывал путь для конной тяги в 75 верст в Виленском уезде. Пятый рабоче-строительный отряд сооружал 10 верст узкоколейной дороги Минск — Цна, по которой в столицу затем доставляли топливо с торфяников.

Важной задачей Комитета стало восстановление мостов: «Предстоящий ледоход грозит снести большинство мостов, давно не ремонтируемых, никем не охраняемых, разбросанных по многочисленным рекам Литовско-Белорусской Республики».

Другим стратегическим направлением работы Комгосоора стало школьное строительство. Война и последующая разруха основательно подкосили образовательную инфраструктуру. Например, по данным Речицкого отдела Комгосоора из 82 обследованных в уезде школ: 29 — требуют капитального ремонта, 45 — среднего и 8 — мелкого. В Бобруйском уезде из 160 обследованных школ лишь 75 размещаются в собственных зданиях, причем только 20 из них находятся в удовлетворительном состоянии, а остальные 95 размещены «в наемных зданиях, о пригодности которых к советской школе не может быть и речи».

Как раз в то время государство провозгласило своей задачей ликвидацию безграмотности. Комгосоор БССР в качестве одной из мер предложил строить «общедоступные театры-университеты». По мнению руководителей комитета, «когда культура стала достоянием широких масс … к театру предъявляются требования быть рабочим клубом и культурно-просветительским центром, а также служить помещением для чтения, столь необходимых народу популярных лекций». Здание для одного театра-университета предполагалось построить за пять лет.

Параллельно Комгосоор занимался и больничным строительством. Например, в 1921 году в Бобруйском уезде было построено восемь новых больниц общим количеством 360 коек.

 

Продвигали использование огнестойких материалов

Свою основную задачу как нормотворческий орган Комгосоор видел в популяризации строительства из огнестойких материалов. «Вся деревенская Россия по статистическим данным в течение 20 лет выгорает дотла. Деревянные постройки, покрытие соломой, не могут иметь места в строительной практике, — докладывали руководители Комитета в правительство. — По статистике видно, что кажущиеся значительные затраты на огнестойкое строительство в течение 20 лет не только будут возмещены, но и сберегут государству многие сотни миллионов. Комгосоор вместе с массовой заготовкой огнеупорного материала предлагает обучать население производству материалов и применению их в строительстве».

Комгосоор предлагал в каждом уезде запустить минимум три кирпично-черепичных завода, а также организовать курсы по огнестойкому строительству с помощью показательных подвижных мастерских.

 

Дефицит материалов, проблемы с дисциплиной и «нежелательные элементы»

Следует сказать, что во время послевоенной разрухи претворить все задуманное в жизнь было очень непросто. Во-первых, существовал дефицит буквально всего. Ситуацию красноречиво иллюстрирует рабочая переписка Комгосоора.

Например, руководитель (!) комитета просил 26-й военно-дорожный отряд одолжить (!) карту Минского уезда или разрешить ее скопировать. Спустя время он же обращался с просьбой отпустить трехверстную карту Минской губернии «поскольку в Комгоссоре таковой не имеется, что крайне осложняет работу». Или письмо в Белснаб:

Минск

«Комгоссору нужны для крупных ремонтов 1-советской больницы и завода «Энергия» до 70 000 шт. кирпича. Для экономии кирпича Комгоссоор предполагает получить таковой путем разборки полуразрушенных зданий как напр. быв. Казенного склада на Ляховке. Работу эту Комгосоор берет на себя. Просим выдать разрешение на разборку этого здания».

Во-вторых, определенные проблемы наблюдались с дисциплиной рабочих. Судя по документам, прогулы и самовольный уход до окончания рабочего дня были обыденным явлением. Так, особым приказом предписывалось всем служащим Комгоссора приходить точно в установленное время и не оставлять рабочее место до его окончания. Рабочий день, кстати, начинался в 10 утра и продолжался восемь часов, не считая обеда. Все производители работ должны были вести точную запись времени прихода своих подчиненных. Через 15 минут запись прекращали и обо всех опоздавших сообщали в управление комитета. Рабочих предупредили, что все опаздывающие и уходящие посреди рабочего дня будут лишены пайка, а сведения о них сообщат в Комиссию по борьбе с трудовым дезертирством «для наложения взыскания вплоть до заключения в концентрационный лагерь». Следует сказать, что до 1921 года большевики проводили политику «военного комуннизма» — жесткой централизации экономики в условиях гражданской войны. Одной из ее черт стала милитаризация труда, когда для обеспечения экономических потребностей страны создавались трудовые армии из числа военнослужащих, а также к трудовой повинности привлекалось гражданское население. Поэтому нарушение дисциплины могло иметь серьезные последствия.

Другая кадровая проблема, с которой, как и все советские органы, столкнулся Комгосоор — бюрократизация аппарата. Централизованная плановая экономика и запрет частной инициативы вызвали небывалое разрастание госаппарата, куда нередко попадали совершенно некомпетентные люди, ведомые желанием получить продовольственный паек и номенклатурные привилегии. Вот, например, фрагмент заявления архитектора Амдурского руководителю Комгосоора:

«Работаю у вас в учреждении уже более года. <…> Везде, где я ни работал, ко мне относились с почетом и уважением, как к человеку интеллигентному, а здесь в Комгосoоре я один из последних, ничтожный работник, на которого не стоит обращать внимания. Получаю я всего по 18 кат. 11 583 р. и 11 ар. муки, а у меня и жена, которая тоже есть хочет. Обращался я к т. Куперу о зачислении меня в тех. персонал, так он меня спросил: «Вы техник?».

Спрашивается, а мальчик Меерсон, который помогает на продовольственном складе, техник? Он и еще многие другие — техники, а я не техник. Но конечно, все идет по протекции, а у меня ее, к сожалению, здесь нет. В Земском Союзе, Союзе городов, в Еврейской общине меня признали, а здесь не признают. Я обращаюсь к вам, Давид Исидорович, как к единственному человеку, который способен понимать, что и другие должны жить, есть, пить, одеваться».

Решительно бороться с такими проявлениями стали в Мозырьском управлении. Там в марте 1921 г. создали Чрезвычайную контрольную комиссию по проверке служащих.

«В комитетах советской республики, в особенности в Мозырьских учреждениях на самой заре укрепления советской власти, укоренилось произвол заведующих различными учреждениями в отношении приема служащих. <…>. Наши учреждения в большом количестве наполнены спекулянтами, дезертирами и вообще нежелательными элементами, развивающими в учреждениях бюрократизмы и недостаточно добросовестно относящимися к своим обязанностям. Для всесторонней борьбы с этим злом, учреждается Чрезвычайная контрольная комиссия. <…> [ЧКК призывает] искоренить зло и очистить наши молодые учреждения от элементов, препятствующих нормальному развитию и вносящих моральное разложение в среду честных советских тружеников»

 

Ликвидация

Просуществовал Комгосоор почти два года. Постановлением СНХ БССР от 9 января 1922 г. Комитет государственных сооружений был ликвидирован. Причину упразднения архивные документы не сообщают. Функции Комгосоора по гражданскому и городскому строительству передали в управление коммунального хозяйства БССР, по дорожному строительству — в наркомат путей сообщения РСФСР, а по водному строительству — в водные НКВД БССР.

Однако вскоре управление строительством вновь стало централизованным. Уже 23 марта 1923 г. появилось Белорусское отделение Госстроя (Белгосстрой). Учреждение, претерпев несколько реорганизаций, просуществовало до 1941 года, получив окончательное наименование Белпромстройтрест Наркомместпрома БССР. И об этом следующая глава нашей истории.