Кадровая работа — многоступенчатый процесс

Автор: Татьяна Савич
Рубрика:

Производство в каждой отрасли народного хозяйства зависит от ряда факторов. Одним из важнейших, влияющих на уровень производительности труда и эффективность самого производства, являются кадры (персонал) предприятий. О современных направлениях кадровой работы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, развитии кадрового потенциала, системе внутреннего обучения, а также  о необходимости отправлять резюме, чтобы попасть в резерв, корреспонденту «РСГ» накануне международного Дня труда рассказал заместитель начальника отдела кадровой политики Минстройархитектуры Максим КУРБАТОВ.

 

— Максим Иванович, расскажите об основных направлениях кадровой работы Минстройархитектуры?

— Министерство проводит государственную кадровую политику в отрасли в соответствии с Положением о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973. Цель — комплектование центрального аппарата Минстройархитектуры, подчиненных госорганизаций высококвалифицированными сотрудниками, подбор и расстановка этих специалистов. Безусловно, особый акцент на формирование руководящего кадрового состава отрасли и его резерва, создание отраслевой системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Следует отметить, что ведомство в пределах своей компетенции координирует идеологическую работу в организациях, входящих в его систему, и взаимодействует по этим вопросам с иными органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

 

— Как формируется кадровый резерв?

— Кадровый резерв позволяет сохранить ритмичность производства и преемственность кадров. Формирование резерва – многоступенчатый процесс, который предусматривает выдвижение кандидатов, отбор и непосредственно зачисление в резервные списки. Эта работа базируется на следующих принципах: объективная оценка деловых и личностных качеств кандидатов на руководящие должности; коллегиальное рассмотрение вопросов зачисления; недопущение дискриминации по признакам пола, национальности и вероисповедания.

Формируется резерв в соответствии с рядом документов:

  • Положение об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 года № 354;
  • Положение о порядке формирования резерва руководящих кадров и работы с ним в системе Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3 октября 2014 года № 45;
  • утвержденный План мероприятий по работе с резервами.

 

— Каковы основные критерии зачисления кандидата в резерв?

— В первую очередь это результаты его практической деятельности на занимаемой должности, показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечение безопасности труда. Важны деловые и личностные качества кандидата, его способность к предстоящей работе, отзывы лиц, непосредственно работающих с ним, возраст и состояние его здоровья.

 

— Министерством создана эффективная система, способствующая личностному росту каждого специалиста отрасли. Особый акцент — на управленцев. Расскажите подробнее о проводимой ранее работе в данном направлении.

— В 2019 году с лицами, включенными в резерв руководящих кадров, проводилась системная работа, направленная на развитие у них лидерских качеств, управленческих компетенций, расширение кругозора, формирование четкой гражданской позиции. Резервисты принимали участие в различных образовательных программах, привлекались к профессиональной деятельности на более высоких должностях (стажировка), принимали участие в работе коллегии министерства и защитах бизнес-планов. Так, ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Монтажники и строители» в 2019 году впервые были реализованы образовательные программы «Коммерческая тайна и обеспечение ее защиты в организации», «Организация правового обеспечения деятельности предприятия», «Современные технологии менеджмента в организации», «Современные технологии управления персоналом», «Маркетинговая деятельность предприятия в условиях высококонкурентного рынка».

 

— Достигаются ли поставленные цели?

— В целом лица, состоящие в резерве на должность руководителя, показывают неплохой уровень специальных знаний и профессиональной подготовки, соответствующий занимаемой должности. Сегодня тщательно изучаются резюме каждого кандидата, его способности к управленческой деятельности, личные и деловые качества, объективно оценивается предыдущая практическая деятельность. В резерве мы видим энергичных личностей, умеющих генерировать новые идеи, действовать не шаблонно, а творчески и ответственно.

Прошедший в декабре 2019 года круглый стол по теме «Современный руководитель. Технологии эффективного управления» позволил объективно оценить реальный уровень работы с резервистами на местах. Работа круглого стола, в том числе доклады участников, защита рефератов выявила наличие определенной системной работы с кадрами. На наш взгляд, необходимо активнее привлекать резервистов к участию в работе министерства, в том числе приглашать на рабочие встречи, совещания, семинары, советы, заседания коллегий. Вместе с тем будут внедряться и инновационные подходы к решению проблем в работе с резервистами.

 

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный руководитель?

– Прежде всего современный руководитель должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность организации, а также понимать основные тенденции в развитии политики, экономики, права и других сфер жизни государства. Основные качества, которыми должен обладать руководитель, это компетентность в профессиональной деятельности в соответствии с профилем, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Также необходимо обладать такими чертами характера, как целеустремленность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой.

 

— Несколько лет назад наметилась тенденция омоложения директорского корпуса…

— В Министерстве архитектуры и строительства проводится активная работа по омоложению руководителей организаций, входящих в ее систему. К примеру, в 2019 году средний возраст назначенных руководителей организаций составлял 47 лет при среднем возрасте руководителей в целом по организациям — 52,4 года. В 2018 году средний возраст назначенных руководителей составлял 45,9 года при среднем возрасте 53,4 года.

 

— Как Министерство сотрудничает с учебными заведениями?

—  Глава государства 23 ноября 2018 года на республиканском семинаре-совещании о повышении эффективности строительного комплекса Республики Беларусь обратил внимание, что в стране более чем достаточно профильных учебных заведений, и руководители строительных организаций должны напрямую работать с ними по целевому набору. Директивой Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 года № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» определены цели устойчивого развития строительной отрасли. Так, в рамках реализации пункта 5 Директивы № 8 ведется работа по обеспечению инновационного развития кадрового потенциала строительной отрасли. Для этого актуализируется профессионально-квалификационная структура подготовки кадров и содержание образовательных стандартов с учетом современных тенденций развития строительной отрасли, обеспечивается подготовка кадров по новым специальностям, необходимым для развития высокоэффективных производств. Важным шагом стал утвержденный Министром архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрием Михайловичем МИКУЛЁНКОМ  18 февраля 2019 года Комплекс мероприятий стимулирующего характера, направленный на закрепление на местах молодых специалистов и рабочих. Также на 2020 – 2025 годы разработан Комплекс мер, направленных на совершенствование организации производственной практики обучающихся в учреждениях образования. Увеличена доля практического обучения и стажировок на производстве. Документ утвержден 30 января 2019 г. Министром образования и Министром архитектуры и строительства Республики Беларусь.

 

— Делается ли акцент на практикоориентированное образование?

— В целом современная система профессионального образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, способных к профессиональному росту и мобильности. Сегодня мы видим приближение профессионального образования к требованиям международных стандартов, внедрение новых механизмов обеспечения качества и т. д. Это несомненно позволит выработать оптимальный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и ориентированностью на практику.

стройка

— Как осуществляется прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах?

— Прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах организациями осуществляется с учетом среднегодовых показателей изменения количественного и качественного состава работников организаций, прогнозов и бизнес-планов развития организаций, прогнозов потребностей отрасли, соответствующей административно-территориальной единицы, программ развития отраслей и административно-территориальных единиц.

Важна работа на опережение. Так, при формировании бизнес-планов, в том числе реализации инвестиционных проектов, предусматриваются разделы, содержащие сведения о потребности в опережающей подготовке кадров соответствующими учреждениями образования, а также требуемом укреплении материально-технической базы учреждений образования (перечень оборудования, конструкций, изделий и материалов для производственного обучения и практики, передаваемых в учреждения образования в рамках реализации соответствующих бизнес-планов).

 

— Как организована работа с безработными гражданами, ведь они, на мой взгляд, потенциальные кадры для стройортасли?

— В целях наиболее полного удовлетворения потребностей организаций в квалифицированных кадрах органы по труду, занятости и социальной защите организовывают обучение безработных по заявкам организаций с гарантией их дальнейшего трудоустройства.

Основополагающим документом проводимой работы является Положение о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоение ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2006 года № 1334.

Кроме того, органы по труду, занятости и социальной защите имеют возможность компенсировать затраты нанимателей на опережающее обучение работников.