Какой видят школу будущего молодые архитекторы?

Зоны рекреации, открытые террасы, многофункциональный холл первого этажа

Какой видят школу будущего молодые архитекторы?

Пилотный конкурс среди молодых специалистов и студентов на лучшую архитектурно-планировочную концепцию средней образовательной школы, организованный ОАО «Институт Белгоспроект» и БНТУ продемонстрировал ощутимую пользу. Креативные идеи студентов архитектурного факультета и опыт профессиональных архитекторов-практиков — залог успешных проектов в будущем. Для одних это возможность поупражняться на реальном объекте, для других — по-новому взглянуть на привычную работу.

Просторные галереи, открытые террасы, многофункциональный холл первого этажа, развитая уличная инфраструктура, особый подход к цветовому решению фасада — именно те концептуальные «фишки», которыми сегодня наполняют школьное пространство молодые архитекторы.

Какой видят школу будущего молодые архитекторы?

Напомним, согласно условиям мероприятия в качестве исходных данных конкурсантам были предоставлены материалы по объекту «Строительство средней общеобразовательной школы в границах улиц Притыцкого — Одоевского — продолжение улиц П. Глебки в городе Минске», проектную документацию которого сейчас разрабатывает «Белгоспроект». Из 19 конкурсных работ, которые прошли предварительный отбор в вузе, компетентное жюри выбрало три лучших предложения. Торжественная церемония награждения состоялась 7 октября. Поздравили победителей Министр архитектуры и строительства Руслан ПАРХАМОВИЧ, заместитель Министра архитектуры и строительства Алексей АНАНИЧ, директор «Института Белгоспроект» Артём ЮШКЕВИЧ. Среди лучших из лучших — Яна ГАПАНОВИЧ (1-е место), Александра ЗАБЛОЦКАЯ и Мария БОГДАН (2-е место), Виктория КЛИМОВА (3-е место). Девушки получили не только подарки и признание профессионального сообщества, но и, возможно, путевку на первое рабочее место.

Максимальный функционал в минимализме

По мнению победительницы профессионального конкурса, студентки третьего курса архитектурного факультета БНТУ Яны Гапанович, большинство школ белорусской столицы похожи друг на друга, как близнецы. Хотя бы потому, что строятся они по стандартным планам. Проект, предложенный девушкой, действительно выделяется на фоне типовых. Здесь продумано все до мелочей, каждый квадратный метр как внутри помещения, так и на прилегающей территории максимально наполнен различными функциями. Словом, на данный момент конкурсное решение претендует на звание самой «продвинутой» школы Беларуси. Здесь огромное количество спортивных площадок, эксплуатируемая многофункциональная кровля, тренажерные залы, хорошо оборудованные классы. Будет неудивительно, если школьники не захотят быстрее убежать домой, а напротив, останутся в стенах родного учреждения дольше. В этом и состояла основная философия проекта, как признается архитектор. Современная школа должна быть образовательным, спортивным и культурным центром района.

— Мне хотелось создать полезную среду для всех. По максимуму стремилась задействовать имеющиеся площади и наполнить их нужными функциями. Проектом предусмотрены полноценные трудовые классы, актовый зал, оборудованные спортивные площадки. Одна из них, к примеру, разместилась на кровле здания. Имеются трансформируемые аудитории, где можно в зависимости от необходимости проводить кружки, лекции, устраивать мероприятия с установкой мобильной сцены и т. п. На мой взгляд, подобных помещений сегодня не хватает нашим школам. В моем варианте огромный вестибюль, в котором будут проводить различные школьные мероприятия, а также задействовать его для досуга учащихся, — рассказывает Яна. — Школьным дворам не хватает зелени, поэтому в конкурсной работе я предложила максимум насаждений и цветников. Есть здесь и тропа здоровья. При проектировании школы не нужно переусердствовать с цветом. Важно, чтобы новое строительство гармонично вписывалось в сложившуюся застройку.

Здание школы — переменной этажности от трех до четырех этажей. Главный вход в общешкольные помещения проходит через курдонер, образующийся двумя выступающими блоками учебных классов. Вестибюль на первом этаже представляет собой многосветный атриум с верхним освещением через крышу. Из него можно попасть в блоки учебных классов, зону приема пищи, мастерские, библиотеку и аудитории. Учебные кабинеты первых классов, а также спальни и игровые Яна расположила на первом этаже. Здесь находятся и раздевалки для занятий спортом на уличных спортплощадках. На втором этаже — административные помещения. Кстати, из вестибюля второго этажа можно попасть в блоки учебных классов, актовый зал с профильными студиями и спортивные залы. На третьем этаже, помимо блоков учебных классов, имеется школьный коворкинг для занятий и отдыха в свободное время и интерактивный музей науки. «Изюминкой» проекта стал четвертый этаж, где лишь один блок учебных классов, а остальное пространство занимают лаборатории и профильные кабинеты. На кровле над помещением спортивного зала предлагается открытый стадион для занятий в теплое время года. Частично крыша остекленная. Данное решение предусмотрено для поступления естественного света в учебные лаборатории.

Привлекает внимание и фасад, который решен в контрастных, но спокойных и неярких цветовых сочетаниях. Основные цвета — белый, светло-серый, темно-серый, а также в качестве акцента используются терракотовый и коралловый цвета. Материалы отделки — навесные фасадные панели из фиброцемента и металлических кассет. Для маломобильных граждан запроектирован лифт, обеспечивающий безбарьерный доступ на любой этаж школы.

Творчество в архитектуре

Проект серебряных призеров конкурса, студенток пятого курса архитектурного факультета кафедры «Дизайн в архитектурной среде» Александры Заблоцкой и Марии Богдан — не просто школа в классическом ее понимании, а место, где дети могут получить знания во всех сферах. Основной акцент на творческие направления. Девушки уверены: из такого учреждения будут выходить креативные, развитые выпускники. Возможно, кто-то уже в школьных стенах через увлечение найдет свое призвание. Кстати, с выбором профессии они определились задолго до поступления в вуз. Обе любили рисовать, постоянно развивались в этом направлении. Маша окончила гимназию-колледж искусств в Минске. Признаются, творческая специальность БНТУ случайно попалась им на глаза, но затем, проучившись, поняли, что на правильном пути.

Какой видят школу будущего молодые архитекторы?

— В Беларуси мало школ, которые бы раскрывали творческие способности ребят. Мне нравится, как это организовано в учреждениях образования Польши, где школа помимо изучения общеобразовательных предметов совмещает функции музыкального, кинематографического, художественного центра. Ребята допоздна задерживаются в различных work room, где находят дело по душе, выполняют домашнее задание. Захотелось что-то подобное предложить белорусским школьникам. Эта задумка напрямую отразилась на концепции нашего планировочного решения, — рассказывает Мария. — Предусмотрены помещения для занятий металлообработкой, деревообработкой, актовый зал с дополнительной функцией кинематографа, комнаты актерского мастерства, спортивные секции, музыкальные комнаты, классы для занятий рисунком.

По мнению Александры, именно такая школа сегодня должна прийти на смену традиционным строениям.

В нашем проекте мы создали  среду для комфортной учебы и отдыха детей. В основе проектирования лежит средовой подход. Была спроектирована интересная вертикальная планировка объекта. Также учитывали европейские примеры, которые доказывают эффективность перечисленных решений, — дополняет Саша,  Мы исходили из практической составляющей, возможной для реализации в Беларуси. При выборе стройматериалов уделяли внимание вопросам экологичности и безопасности.

Важная часть проекта — ландшафт окружающей среды, которую конкурсантки максимально наполнили решениями: зоны для старших классов, начальной школы, фруктовый садик, ягодники, зоологический уголок. Находкой является открытый и закрытый дворики (зона рекреации) — центральная зона отдыха учащихся. Предусмотрена закрытая велосипедная стоянка.

Нетиповое в типовом

Если кратко, то именно так можно назвать вариант конкурсной работы, предложенный студенткой 3-го курса архитектурного факультета БНТУ Викторий Климовой. Как признается сама Вика, перед тем как приступить к выполнению задания, она задала себе вопрос: «В какой школе я бы хотела учиться?». В результате молодой архитектор приняла решение уйти от типовых решений. Задача не из простых, но, как доказано на деле, реальная для студентки третьего курса. Радужный трехэтажный комплекс с витражным остеклением состоит из двух основных блоков: начальной и средней школы с разными входами. Соединяющее звено — зона столовой. В отдельном корпусе разместился креативный актовый зал эклектической формы. Обособлено спортивное помещение, которое включает спортивный и тренажерный залы. Привлекает внимание холл первого этажа, где можно не только отдыхать между уроками, удобно разместившись на специальных ступеньках, но и проводить разнообразные школьные мероприятия. Схожая идея сегодня реализована в «Школе будущего», что в жилом районе Новая Боровая.

Какой видят школу будущего молодые архитекторы?

Особая гордость Виктории — продуманная уличная инфраструктура, эстетичные дворовые пространства, наполненные арт-объектами и зеленью. Впечатляет и библиотека, расположенная на третьем этаже. Ей автор отвела роль творческого центра и наполнила современными информационными технологиями. В классах более сдержанные интерьеры, которые не отвлекают от учебного процесса. Учтены требования к ориентации по сторонам света различных помещений школьного здания. На особом контроле вопросы безопасности, безбарьерной среды.

— В своей работе мы были ограничены лишь территориальными рамками и предполагаемой численностью учащихся, ведь выполняли реальный «живой» проект. Вдохновлялась интересными аналогами, реализованными как в Беларуси, так и за рубежом. Нас не «ужимали» в бюджете. Главная цель: вписать объект в существующую застройку, наполняя его полезными «фишками». Прекрасно, если мои идеи найдут отражение в реальном воплощении. Буду только рада, — рассказывает Вика. — Хотелось бы, чтобы в современных школах Беларуси были просторные галереи, зоны рекреации. От типовых решений, зеленых стен в коридорах, укатанных асфальтом дворовых территорий и т. п. нужно уходить, особенно когда мы говорим о воспитании подрастающего поколения. Согласна с мнением, что красивая среда формирует красивого человека. Новые решения сделают школьную жизнь более интересной и яркой. То, как это можно внедрить в жизнь с учетом соблюдения требований нормативов, я продемонстрировала в своей работе. Считаю, что отечественная нормативная база позволяет делать классные проекты. На мой взгляд, творческую составляющую нормы не зажимают, а лишь акцентируют внимание в большей степени на безопасности. Главное, искать…

Подобные конкурсы, по мнению нашей собеседницы, позволяют окунуться в профессию, прочувствовать «подводные камни» проектирования. «Сам факт, что тебя оценивают специалисты высоко уровня, подстегивает совершенствоваться. Думаю, что такой тандем полезен всем. Это не дает архитектуре уйти в стандартную обыденную стезю», — убеждена Виктория.

Читайте также