Развитие стройотрасли. Взгляд в будущее

Автор: Алексей КОНОПЛЕВ
Ананич

Директива Президента Беларуси № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» расставила основные акценты в дальнейшей эволюции этого сектора экономики. Документ предусматривает конкретные мероприятия. О ходе реализации Директивы № 8, новшествах этого года и последних изменениях отраслевого законодательства шла речь на практической конференции «Реформа строительной отрасли Республики Беларусь: итоги-2019, новации-2020», организованной ООО «ОрСпектр». Новые подходы к строительству, ответственность проектировщиков, вопросы самостроя и качества кадров, а также цифровая трансформация и нормативные изменения — обо всем далее.

Общий вектор реформирования строительной сферы задан Директивой Президента Беларуси № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», принятой в марте этого года. Об этом в своем выступлении заявил Замминистра архитектуры и строительства Алексей АНАНИЧ. Он отметил, что один из важных блоков вопросов касается повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности. Они реализованы через два направления — вопросы повышения эффективности и меры социального характера.

 

Процедуры сократят, ответственность усилят

Так, к первому относится возложение на Минстройархитектуры функций по формированию государственной политики в области строительства и проектирования. Здесь приоритетом станет уход от противоречивых подходов к нормированию, ведь ранее вопросы строительства своими нормативными документами могли регулировать различные ведомства. Кроме того, предполагаются и меры по комплексному развитию территорий и повышению энергоэффективности, а также увеличение доли строительства в ВВП страны. К 2025 году она должна составить 6,3 %

Что касается приоритетов социального развития, то предусмотрено, что с 2025 года многодетные семьи будут направляться на строительство жилых домов в течение одного года после постановки на учет. Уже составляются планы льготного строительства, определено количество семей по каждому региону.

— Одним из важных направлений станет сокращение административных процедур и сроков их проведения, — продолжил Алексей Ананич. — Сейчас мы анализируем, какие требования действуют и какие сроки для них установлены. Мы планируем максимально оптимизировать все процедуры и тем самым сократить их сроки. Они должны стать последовательными и понятными, простыми для участников рынка.

По его словам, немало вопросов касается ответственности проектных организаций. С одной стороны, зачастую проектировщики становятся жертвами того, что объекты, которые направляют к ним на проектирование, не готовы, так как нет исходных данных. Многие заказчики не выполняют требования о том, что до начала проектирования необходимо разработать предпроектную документацию, а не объединять эти две стадии. В итоге срываются сроки, ведь время устранения всех недочетов иногда превышает сроки разработки проектной документации.

— Мы пытались уйти от этого, когда прописали требования к разработке предпроектной документации, и в какой-то степени надеялись, что это позволит решить проблему, — рассказал Замминистра. — Большого эффекта это не дало. Некоторые заказчики сокращают инвестиционный цикл, совмещая эти функции, получая проблемы при проектировании, не понимая, что хотят получить в итоге. Мы будем настаивать, чтобы требования соблюдались повсеместно. И чтобы не было неправильных проектных решений.

Но, с другой стороны, по его словам, на рынке много проектных организаций, которые не отвечают современным требованиям. Министерство планирует усилить ответственность проектировщиков в части лишения аттестатов тех, кто проектирует некачественно. Также в планах ввести систему страхования ответственности проектировщиков и проектных организаций, чтобы уйти от вопросов, касающихся споров заказчиков, проектировщиков и строителей, за чей счет устранять недостатки.

— По аттестации также есть проблемы, и мы их видим. Есть предложение проводить экзамены и обязательное обучение перед аттестацией, а также изменить форму аттестации. Но это пока высказано в качестве идеи. Мы обязательно проведем слушания, потому что этот вопрос важный и требует всестороннего изучения.

В рамках развития Директивы № 8 новые импульсы получит жилищное строительство. Усилится контроль за соблюдением нормативных сроков строительства объектов.

— В последнее время этой теме уделяется повышенное внимание, — заявила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры Антонина ПЕТРУШИНА. — Подготовлен проект указа «О соблюдении нормативных сроков строительства жилых домов». В документе предусматривается возложение на местные исполнительные и распорядительные органы ответственности за ввод объектов и соблюдение нормативных сроков строительства. Решено прописать необходимость заключения договора между местными органами и застройщиками, в котором нужно определить обязанности местных органов (по предоставлению земельного участка и др.) и ответственность застройщиков. Указ согласован с заинтересованными органами госуправления и сейчас находится в Министерстве юстиции. Также проходят согласования по внесению изменений в постановление Совмина № 1450. Там есть 17-й пункт, который предоставляет право изменять сроки строительства жилых домов по согласованию с местными исполкомами. Возможно, эта норма будет изменена, чтобы только один раз можно рассматривать такой вопрос. Предлагается разрешать продление сроков строительства только в исключительных случаях при наличии веских причин.

Кроме того, в планах увеличить объемы строительства арендного жилья. По словам Алексея Ананича, практика показала, что это неплохой инструмент, чтобы удержать на местах работников предприятий и стимулировать востребованных специалистов.

Еще одним важным направлением строительной сферы станет комплексное развитие территорий. Например, планируется способствовать возведению индивидуального жилья и достичь его доли не менее 40 % от ввода. Также планируется обеспечить приоритетное предоставление земельных участков под строительство организациям, имеющим собственные производственные мощности. В городах будут проанализированы защитные зоны предприятий. Замминистра отметил, что эти территории зачастую можно использовать более эффективно. Медленнее, чем ожидалось, идет процесс вывода промышленных предприятий за городскую черту и развития городов-спутников. Последние также окажутся в фокусе внимания. Уже сейчас активно разрабатываются их планировочные решения.

— Сейчас проводится работа по внесению изменений в законодательство по вопросам самовольного строительства, — отметила Антонина Петрушина. — Был проведен анализ, выяснилось, что значительно увеличилось количество самостроев. Планируется внесение изменений в ст. 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь о самовольном строительстве и в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, где будет усилена ответственность за это.

 

Эффективность организаций, цифровая трансформация и кадры

— Что касается повышения эффективности строительных организаций, а также их устойчивости на внутреннем и внешнем рынках, то речь идет о том, чтобы принять дополнительные меры по сокращению их дебиторской задолженности. Дебиторка — это бич нашей строительной отрасли, — подчеркнул Алексей Ананич. — Из-за нее возникают цепные реакции, когда заказчик не рассчитывается с подрядчиком, а тот в свою очередь с поставщиками материалов. Образуется целый ряд проблем, что приводит к неэффективной работе предприятий и сокращению оборотных средств. Чтобы их восполнить, организации нередко вынуждены привлекать кредитные деньги. Мы планируем проводить довольно жесткую политику. Так, при реализации инвестиционных программ за счет средств бюджета должно быть четко прописано, в какие сроки обеспечивается бюджетное финансирование. Мы будем жестко это отслеживать, чтобы исключить проблемы, вызванные неплатежами со стороны бюджета.

Замминистра рассказал и о последних шагах к цифровой трансформации отрасли. Помимо разработки Госстройпортала планируется изменить нормативные требования по BIM-проектированию. В частности, ввести стандарты, которые будут регулировать эти процессы.

— Сейчас проходит согласования проект указа «О цифровой трансформации управления жизненным циклом зданий и сооружений». Им предусматривается создание Госстройпортала. Это будет целая система, включающая в себя различные подсистемы, — уточнила Антонина Петрушина. — Параллельно ведется работа по пересмотру ТКП, чтобы их перевести в строительные нормы и строительные правила. Указом № 217 «О строительных нормах и правилах» поставлена задача до 1 января 2020 г. принять строительные нормы и строительные правила. В развитие Указа было принято постановление Совета Министров № 515, которым утверждены правила разработки строительных норм, а также правила их утверждения и применения.

Масса негативных оценок специалистов отрасли приходится на кадровое обеспечение и подготовку молодых специалистов. Первая задача, которую видит Минстройархитектуры, — это объединение процессов обучения и производственных функций. Производственная практика должна проходить на более высоком уровне. По словам Замминистра, для этого, в том числе, и созданы филиалы кафедр на предприятиях.

Отдельно остановились и на скором принятии Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

— Сегодня проект Кодекса прошел публичное обсуждение. Получено много предложений. Кто-то критиковал, кто-то поддерживал. Предлагали, как более детально регулировать строительную деятельность, так и предусмотреть более общие вопросы. Сегодня он доработан и направлен в Министерство юстиции, — резюмировала Антонина Петрушина.

Добавить комментарий