Производственная практика: особенности, проблемы и пути решения

Автор: Наталья ИВЧЕНКО

Для обеспечения кадрового потенциала предприятий строительной отрасли разрабатывается комплекс мер, направленных на совершенствование организации производственной практики обучающихся в учреждениях образования, в том числе увеличение доли практического обучения и стажировок на производстве, повышение их уровня и качества, а также надлежащее взаимодействие организаций строительной отрасли с учреждениями образования на 2020–2025 годы. Данная задача прописана в плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», утвержденного постановлением Совмина от 14 мая 2019 г. № 296 «О реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 8».

В связи с этим на страницах «Республиканской строительной газеты» проводится дистанционный круглый стол, тема которого «Организация и проведение производственной практики в учреждениях образования, обмен передовым опытом ее проведения, пути ее совершенствования как со стороны учреждения образования, так и со стороны предприятий». В тематическом круглом столе принимают участие представители ведущих вузов страны, в составе которых кафедры строительного профиля, Республиканского института профессионального образования, предприятий и организаций отрасли. Данное заочное мероприятие направленно на обсуждение и выдвижение предложений по совершенствованию производственной практики обучающихся в учреждениях образования.

Практика для студентов и учащихся является частью образовательного процесса. Она организуется и проводится учреждениями образования в тесном взаимодействии с государственными органами и организациями (предприятиями), для которых осуществляется подготовка специалистов. Требования к планированию, материальному обеспечению, организации, содержанию практики и т. д. определяются:

  • Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ средне-специального образования, прописанного в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941;
  • Положением об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утверждаемым Правительством Беларуси, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216;
  • Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860, которое определяет порядок организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов учреждений высшего образования Республики Беларусь.

Практика организуется в соответствии с учебным планом учреждения образования по соответствующей специальности. Ее содержание определяется учебной программой учреждения образования. Сам процесс прохождения практики чаще всего проходит по следующей схеме:

  • подбор строительной организации-работодателя;
  • заключение договора между учебным заведением и предприятием;
  • определение руководителей практики от учебного заведения;
  • согласование программы практики с предприятием;
  • может иметь место медицинский осмотр студентов для определения их годности к выполнению работ во время практики;
  • назначение специалиста для руководства практикой от предприятия;
  • инструктаж по охране труда;
  • по результатам прохождения практики сдаются отчеты на основе дневников;
  • защита практики в учебном заведении.

С теми или иными особенностями данный алгоритм аналогичен почти для всех учебных заведений страны. Однако в процессе организации, проведения и подведения итогов практики могут возникать вопросы. С какими проблемами сталкиваются учебные заведения страны при организации практики для своих студентов, учащихся и курсантов? Каковы варианты их решения и какие пути совершенствования практического обучения видят представители учебных заведений Беларуси, узнаем далее.

Обсуждение темы организации практики на предприятиях страны начинаем с выступления начальника отдела научно-методического обеспечения специальностей сферы услуг Республиканского института профессионального образования Натальи Ивановны ГОЛУБОВСКОЙ:

Ежегодный выпуск учащихся учреждений профессионального образования по специальностям строительного профиля составляет около 6,5 тыс. человек. Соответственно, все они проходят производственную практику в организациях (предприятиях) стройотрасли.

Основными формами практики на предприятиях являются индивидуальное закрепление учащихся за квалифицированным рабочим (специалистом), а также учащиеся проходят практику в составе бригад квалифицированных рабочих.

Преимущества индивидуального закрепления учащихся за квалифицированными рабочими:

  • простота организации практики;
  • постоянное нахождение под наблюдением взрослого;
  • возможность эффективно осваивать современную технику и технологию, передовые способы труда.

Недостатками выступают сниженная руководящая роль мастера производственного обучения; и зависимость эффективности обучения учащихся от добросовестности и педагогического мастерства квалифицированного рабочего-наставника.

При организации практики в составе бригад квалифицированных рабочих, можно отметить такие преимущества:

  • сравнительно легкая организация процесса прохождения практики;
  • полное включение в производственную деятельность;
  • большие возможности практического освоения современных способов производства, оборудования и технологий.

Недостатки здесь, такие же, как и в первом случае, плюс весь учебный процесс в период практики в значительной степени подчинен решению производственных задач организации.

Как меняются условия прохождения практики в соответствии с требованиями времени и темпов развития отрасли?

Развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении качества профессионального образования, мобильности специалистов на рынке труда.

В свою очередь, в учреждениях образования ведется работа по перестройке их деятельности по новым принципам: поиск новых форм, методов и технологий обучения; использование для управления качеством образования международных стандартов серии ISO 9000; диверсификация профессиональной подготовки на основе расширения и вариативности получаемых квалификаций в рамках специальности; соблюдение преемственности различных уровней образования в рамках интегрированных образовательных программ, а также изучение и использование лучшего зарубежного опыта в сфере подготовки квалифицированных кадров.

На современном этапе система профессионального образования в условиях прохождения практики учащимися активно решает такие задачи, как:

  • укрепление связей с организациями – заказчиками кадров;
  • расширение круга потенциальных партнеров, заинтересованных в качественной подготовке рабочих и специалистов;
  • оптимизация объемов и структуры подготовки кадров с учетом заявленной потребности и перспектив развития экономики;
  • модернизация материально-технической базы учреждений образования с учетом перспективных направлений развития современных технологий и привлечение заинтересованных организаций.

Могли бы вы обозначить основные проблемы организации производственных практик на уровне ПТО и ССО, их причины и пути решения?

На сегодняшний день прослеживаются несколько общих проблем в организации производственных практик. Одна из них — осуществление в неполной мере взаимодействия между организациями-заказчиками кадров и учреждениями образования по вопросам конкретизации требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям рабочих и специалистов. Стоит сказать, что система профессионального образования, в рамках Госпрограммы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, имеет возможность оснащения ресурсных центров, путем закупки современного, высокотехнологичного оборудования, расходных материалов для проведения практики. В настоящее время в Беларуси функционирует 11 ресурсных центров строительного профиля.

Вместе с тем, в связи с постоянным совершенствованием техники и технологий наблюдается недостаток материально-технического обеспечения этих центров. Из прочих проблем можно выделить:

  • зачастую формальный характер прохождения производственной практики, и сведение всего к составлению отчета (ведения дневника), т.к. организации (предприятия) учащихся-практикантов используют как дополнительную не квалифицированную рабочую силу;
  • низкая мотивация предприятий при предоставлении оплачиваемых рабочих мест учащимся ССО;
  • работодатель не всегда готов предоставлять информацию о предприятии и обеспечивать доступ к практическим материалам и технологическим процессам.

Основными направлениями для решения этих вопросов являются:

  • формирование предприятиями совместно с учреждениями образования требований к профессиональной компетентности рабочих и специалистов в соответствии со спецификой выполняемых работ;
  • оказание помощи учреждениям образования расходными материалами для проведения занятий по практике, а также в ходе подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства WorldSkills;
  • обеспечение предприятиями рабочими местами учащихся в соответствии с учебной программой практики;
  • предоставление возможности прохождения производственной практики учащимися учреждений профессионального образования (ССО) на оплачиваемых рабочих местах;
  • обеспечение доступа учащихся к практическим материалам и технологическим процессам организации (предприятия).

В целом, современная система профессионального образования призвана обеспечить подготовку образованных и высококвалифицированных кадров, способных к профессиональному росту и мобильности в условиях глобализации и стремительного развития технологий. Приближение профессионального образования к требованиям международных стандартов, оптимизация структуры подготовки и внедрение новых механизмов обеспечения качества, развитие дистанционных и сетевых форм обучения, повышение мобильности позволят выработать оптимальный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и ориентированностью на практику.

 

Перейдем к рассмотрению основного вопроса круглого стола с точки зрения представителей высших учебных заведений Беларуси. Начинает декан строительного факультета Белорусского национального технического университета, профессор, д.т.н. Сергей Николаевич ЛЕОНОВИЧ:

В настоящее время производственную практику на предприятиях строительной отрасли проходит 709 студентов строительного факультета БНТУ. Количество практикантов уменьшается в связи с переходом на 4-летнее обучение. В целом работодатели принимают наших практикантов с удовольствием и серьезных проблем, как правило, не возникает.

В связи с изменениями требований времени и темпов развития отрасли БНТУ делает большой упор на заключение договоров с базовыми организациями: ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» г. Солигорск, ПРУП «Белпромпроект», РУП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.», ОАО «МАПИД» и др.

В процессе технологической практики, которую студенты проходят после 3 курса по специальности ПГС на рабочих должностях, были предусмотрены в Дневниках практики отрывные талоны, с указанием приказа о зачислении на работу с подписью главного бухгалтера и руководителя предприятия, скрепленные печатью. На основании этих данных и информации, полученной при защите отчетов по практике, процент оплачиваемых студентов составлял более половины.

Сегодня также хотелось бы выделить основную проблему организации производственных практик на уровне ВУЗов — сокращение обучения с 5 до 4 лет. Это привело к проблеме сокращения продолжительности производственной практики. Целесообразно наряду с преддипломной практикой организовать производственную (объектную) практику для выпускников продолжительностью не менее шести месяцев.

Что, на Ваш взгляд следует сделать, чтобы увеличить долю практического обучения в рамках прохождения производственной практики, и проводить ее максимально эффективно?

Доля практического обучения в настоящее время увеличивается за счет филиалов кафедр на производстве. В частности, в ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Институт Белгоспроект» — филиале трех кафедр («Строительные конструкции», «Строительные материалы и технология строительства», «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью») проводится подготовка специалистов по BIM-технологиям. В ОАО «Белстройцентр» студенты при прохождении практики зачисляются прямо на рабочие места. Такие формы являются наиболее эффективными, что красноречиво подтверждают результаты распределения. В этом году 77 выпускников специальности «Промышленное и гражданское строительство», которые были наиболее активны в процессе производственной практики, отобрали для работы проектные организации.

 

Декан факультета химической технологии и техники (ХТиТ) Белорусского государственного технологический университета Юрий Александрович КЛИМОШ:

В течение последних 5 лет ежегодно на предприятиях строительной отрасли проходят практику от 56 до 81 студента I ступени факультета ХТиТ специализаций «Машины и оборудование предприятий строительных материалов»; «Химическая технология вяжущих материалов»; «Технология стекла и ситаллов»; «Технология тонкой функциональной и строительной керамики»; «Автоматизация технологических процессов и производств»; «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Еще около 60 студентов 1-го курса в период ознакомительной практики в течение недели посещают с экскурсиями предприятия строительной отрасли, такие как ОАО «Керамин», ОАО «Минский КСИ», Завод крупнопанельного домостроения № 1 (КПД-1), ООО «ОП НИИ ПКД» и др. В целом работодатели охотно принимают студентов на практику. За пять лет лишь одно предприятие (ОАО «Брестский комбинат строительных материалов») отказалось принять студентов на летнюю практику из-за сложного экономического и финансового состояния в 2016 году.

Общеинженерные практики организованы групповым способом, на весь ее период со студентами находится преподаватель — руководитель практики. Производственные практики организованы малыми группами от 1-2 до 5-8 человек на одном предприятии. Преподаватель на таких практиках со студентами находится от нескольких дней до нескольких недель. На весь период общеинженерных и производственных практик за студентами закреплен представитель предприятия — руководитель практики.

Выпускающие кафедры факультета тесно сотрудничают с крупнейшими предприятиями Минстройархитектуры Беларуси. В период практик сотрудники предприятий привлекаются к чтению лекций и проведению мастер-классов для студентов.

Как правило, студенты во время практики не работают и, соответственно, их работа не оплачивается. Исключением является ОАО «Керамин». Здесь студенты работают по срочному трудовому договору в рамках создаваемого БГТУ строительного отряда. В 2019 году за шесть недель практики студенты заработали по 500–700 рублей каждый. Также летом в рамках стройотрядов в период 2011–2018 гг. университет трудоустраивал в филиале «Нерудстройматериалы» (г. Фаниполь) до 32 студентов.

Основные трудности получения студентами информации связаны, как правило, с внутренним запретом (коммерческая тайна), сложностью получения информации по технологическим вопросам (параметры процесса, рецептуры и т. п.) и экономическим показателям производства (предоставляются калькуляции сметной стоимости десятилетней давности, старые технологические регламенты). На некоторых предприятиях отсутствуют чертежи на оборудование иностранного производства; имеются сложности с обеспечением студентов жильем во время практики, за исключением областных центров, с вузами которых заключаются соответствующие договоры на период летней практики.

При прохождении общеинженерной и технологической практик студентами на предприятиях, входящих в структуру ОАО «Красносельскстройматериалы», требуется оплата руководителям практики от предприятия. Это закреплено во внутренних правовых документах предприятий. Университет оплачивает работу руководителей практики от предприятия за счет средств бюджета только при прохождении преддипломной практики и не имеет возможности в правовом поле оплатить работу руководителей практики от предприятия при прохождении общеинженерной и технологической практик. Следует отметить, что сами студенты, заинтересованные в прохождении практики на данном предприятии и его филиалах, соглашаются на оплату практики из собственных средств (оплата производится через банк).

Конечно, работа с практикантами является дополнительной обузой для руководителей практики и персонала предприятий, т.к. с этих людей выполнение их ежедневных должностных обязанностей никто не снимает. Чаще всего на предприятиях добросовестно относятся к руководству практикой, в незначительных случаях от практикантов пытаются «отмахнуться», что является удобным для определенной категории слабых студентов.

 

О прохождении практики в учреждении образования «Брестский государственный технический университет» расскажут декан строительного факультета Сергей Михайлович СЕМЕНЮК и руководитель практики университета Валерий Анатольевич ТИМОШУК:

Тимошук В.А.: В 2019 году производственную практику на предприятиях стройотрасли прошли 642 студента БрГТУ. Стоит отметить, что организации охотно принимают студентов младших курсов на рабочие должности в составе студенческих стройотрядов. В договоре указано, что их берут на оплачиваемую практику по договору подряда. К слову, все студенты стройфака проходят производственную практику в составе студенческих стройотрядов. Около 95% студентов таким образом прошли оплачиваемую практику. Проблемы возникают при приеме на практику студентов старших курсов на инженерно-технические должности. Они проходят неоплачиваемую практику в качестве практикантов. В единичных случаях студенты проходят оплачиваемую практику на инженерно-технических должностях.

Семенюк С.М.: Все студенты вверенного мне факультета направляются на практику по договору, который заключается между предприятием и университетом. Руководитель практики университета, деканат строительного факультета, выпускающие кафедры делают все возможное, чтобы студенты проходили практику на самых передовых предприятиях республики. Нам хотелось бы, чтобы организации также активно участвовали в приеме студентов-практикантов, т.к. университет готовит кадры для стройотрасли республики.

Кроме того, необходимо обратить внимание и на то, что во время практики студентам должна поручаться разнообразная работа, чтобы у них была возможность приобрести опыт в различных отделах на различных должностях, максимально закрепив теоретические знания и практические навыки. При этом предприятию необходимо внести свой вклад в становление высококвалифицированного специалиста и в будущем принять именно этого студента к себе на работу.

В целом при организации практики на уровне нашего университета неразрешимых трудностей не возникает. Все зависит от принимающих организаций. Например, если практика по обучению рабочей профессии организуется на базе университета, мастера производственного обучения проводят ее на высоком методическом уровне. После окончания вышеуказанной практики студенты сдают экзамен по присвоению квалификации рабочей специальности (каменщик, бетонщик, маляр (с присвоением 3-го разряда)).

Вопрос о производственной практике, на наш взгляд, зависит от предприятий, которые должны активно сотрудничать с университетом.

Тимошук В.А.: Чтобы увеличить долю практического обучения в рамках прохождения производственной практики и проводить ее максимально эффективно, в учебных планах следует увеличить сроки прохождения практики на 30–40 %, а также усилить роль предприятий в подготовке будущих специалистов.

 

Ежегодно около 500 студентов Белорусского государственного университета транспорта проходят производственную практику на предприятиях строительной отрасли. Об особенностях ее организации расскажут заведующий кафедрой «Строительные технологии и конструкции» Олег Емельянович ПАНТЮХОВ и заведующий кафедрой «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» Павел Владимирович КОВТУН:

Пантюхов О.Е.: Преподаватели кафедры активно работают со строительными и проектными организациями по вопросам организации не только производственной, но и преддипломной практик, а также по вопросам трудоустройства молодых специалистов. Естественно, используются все связи, в т. ч. и личные. Активно в поиск мест прохождения практики привлекаются сами студенты, заинтересованные в последующем трудоустройстве. Охотно принимают студентов на практику организации, нуждающиеся в кадрах, это дает возможность присмотреться к будущим специалистам.

Ковтун П.В.: В процессе проведения производственной практики организации, принимающие студентов, в основном охотно оформляют на оплачиваемую практику на рабочие должности юношей. Девушкам же находят места в технических отделах. Заинтересованность предприятий в кадровом резерве отмечается рассылкой в университет гарантийных писем о возможности принять определенного студента или группу студентов для прохождения практики.

Пантюхов О.Е.: В последние годы наблюдается тенденция трудоустраивать студентов в организации строительной отрасли, в которых они проходили производственную практику. Периодическое обновление кадрового состава позволяет сохранить преемственность поколений, передачу опыта молодым специалистам. С течением времени условия прохождения практики меняются, что зависит от развития технической стороны организаций-баз практики в лучшую сторону: быт, досуг, питание, транспортное сообщение и многое другое.

Ковтун П.В.: В ходе практики студенты реализовывают свои возможности — воплотить полученные в университете знания в производственной деятельности под руководством опытных работников. По окончании практики студенты пишут отчет и получают отзыв руководителя от предприятия. Далее проводится дифференциальный зачет и обобщающая конференция, в ходе которой студенты, докладывая об особенностях прохождения своей практики, обмениваются опытом.

Организации-базы практики довольно часто имеют возможность предоставить студенту БелГУТа оплачиваемое место для прохождения производственной практики. Ежегодно в основной массе запросов от предприятий процент оплачиваемой практики колеблется от 70 до 90.

Пантюхов О.Е.: По кафедре «Строительные технологии и конструкции» процент оплачиваемой практики колеблется от 30 до 50. По кафедре «Архитектура и строительство», к сожалению, студенты проходят практику на неоплачиваемых местах.

Чаще всего производственная оплачиваемая практика организуется по форме включения студента в состав бригады квалифицированных или высококвалифицированных работников. Неоплачиваемая практика проводится в форме наставничества.

Исходя из многолетнего опыта, учитывая ориентацию современного образования на практико-ориентированное обучение, наиболее рациональной формой является оплачиваемая практика в составе комплексных бригад или трудовых коллективов. Сама форма включения студента в состав бригады квалифицированных или высококвалифицированных работников недостатков практически не имеет, т.к. студент непосредственно руками может «прощупать» будущую специальность, подкрепляя свои уже имеющиеся знания опытом старших коллег. Неоплачиваемая практика носит зачастую ознакомительный характер, отсутствует эффект «погружения в среду». Недостаток формы наставничества заключается в том, что студент только видит процесс производства работ, но не может вмешиваться в него. Поэтому, естественно, предпочтение следует отдавать оплачиваемой форме производственной практики.

Ковтун П.В.: Не все организации строительной отрасли в современных условиях могут принять студентов на оплачиваемую производственную практику или вообще на практику на бесплатной основе.

Неоплачиваемая практика, организованная в месте отличном от места проживания студента (несмотря на средства, выделяемые на командировочные расходы) влечет за собой дополнительные расходы на проживание. Этот фактор отрицательно сказывается на качестве практики. Работниками кафедры совместно со студентами ведется работа по поиску мест прохождения практики по месту проживания ребят.

Все вышесказанное можно подытожить тем, что для увеличения доли практического обучения в рамках производственной практики необходимо увеличить продолжительность ее сроков, а также развивать и усиливать связи с работодателями, на предмет создания большего количества оплачиваемых рабочих мест для студентов.

 

Декан инженерно-строительного факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, к.т.н., доцент Алла Ричардовна ВОЛИК:

Инженерно-строительный факультет ГрГУ – самый молодой факультет в нашей стране, где с 2006 г. ведется подготовка инженеров-строителей по специальности «Промышленное и гражданское строительство» дневная полная, дневная сокращенная (единственные в РБ) и заочная сокращенная формах обучения. В 2017 г. впервые был осуществлен набор по специальности «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна». Вопрос производственной практики актуален в настоящий момент только для специальности «ПГС».

Производственные практики (технологические, организационные и преддипломные) ежегодно проходят 200 – 250 студентов всех форм обучения на предприятиях стройотрасли. Студенты заочной сокращенной формы обучения (ребята, которые закончили колледжи) обычно работают по специальности, и вопросов по организации практики не существует, т. к. они проходят ее по месту работы.

Студентов дневной формы обучения на производственную практику работодатели принимают достаточно охотно. 60 — 70% из них проходят данную практику в составе студенческих стройотрядов. Иногда возникают вопросы по организации технологических практик для девушек, т.к. строительные организации в летний период заинтересованы в мужских строительных профессиях – бетонщик, каменщик и т.д. Порой трудности возникают при поиске мест для прохождения организационной практики, где ребята должны работать с документацией. Но тесная работа кафедры с заказчиками кадров, Координационным советом и выпускниками позволяют решать и эти вопросы. В этом году у нас данную практику проходили студенты и в составе ССО (ОАО «Гроднопромстрой) в Островце.

Наши студенты проходят практику на предприятиях различных форм собственности, в т.ч. в организациях-заказчиках кадров строительной отрасли, с которыми заключены договоры (ОАО «Гроднопромстрой»; ОАО «Гроднооблсельстрой» и др.). Большую помощь в организации практики оказывают предприятия, где размещены филиалы кафедр, особенно филиал кафедры строительных конструкций на базе ОАО «Союзпроммонтаж» и филиал кафедры строительного производства на базе ОУПП «Институт Гродногражданпроект».

В последние время наблюдается тенденция, когда предприятия присылают заявку для распределения на конкретного выпускника по результатам прохождения производственной практики. С каждым годом процент распределения студентов по местам прохождения практик возрастает. В 2019 году он составил более 30%.

К слову, технологическая практика в 2019 г. для студентов дневной формы обучения практически в 100% случаев была оплачиваемой. При прохождении преддипломной и организационной практик около трети от числа всех студентов принимаются на оплачиваемую практику.

Однако при организации производственной практики возникают и проблемы. Среди них можно выделить:

  • как правило, предприятия не хотят принимать на производственную практику иностранных студентов;
  • при прохождении практики, где предусматривается работа по рабочим строительным профессиям, студенты чаще всего занимаются малоквалифицированным трудом;
  • у большинства организаций нет заинтересованности в том, чтобы студенты проходили практику на действующих строительных предприятиях на инженерных должностях (дублер мастера, техник-конструктор и т.д.).

Чтобы увеличить долю практического обучения в рамках прохождения производственной практики, и проводить ее (практику) максимально эффективно, предлагаем предпринять следующие шаги:

  • осуществить на постоянной основе формирование государственного заказа на подготовку специалистов для строительной отрасли;
  • обеспечить законодательно возможность заключения договоров с организациями-заказчиками кадров на подготовку специалистов с учетом предварительного распределения и трудоустройства студентов на третьем году обучения;
  • разработать на уровне Минстройархитектуры поощрительные меры для предприятий, на базе которых проводятся производственные практики;
  • разработать нормативные документы, регламентирующие закрепление консультантов на производстве, материальную поддержку студентов, проходящих производственную практику в строительных организациях с последующим трудоустройством.

 

Декан строительного факультета Белорусско-Российского университета Ольга Васильевна ГОЛУШКОВА:

За последние 3 года студентами специальности «Промышленное и гражданское строительство» Белорусско-Российского университета практику на производстве прошли 447 студентов, в студенческих отрядах — 153 человека. Учебным планом заочной формы обучения специальности ПГС предусматривается прохождение студентами преддипломной производственной практики. За последние три года 398 студентов-заочников прошли преддипломную практику на производстве.

Стоит отметить, что предприятия и организации строительной отрасли, скорее, неохотно берут студентов для прохождения производственной практики, а те, которые берут, не в полной мере предоставляют нужный материал. Поэтому основными организациями и предприятиями, с которыми взаимодействует кафедра «Промышленное и гражданское строительство» являются: ОАО «Институт «Могилевгражданпроект», ОАО «Строительный трест №17 ордена Трудового Красного Знамени», ОАО «Строительный трест №12» Управляющая компания Холдинга «Стройтрест Холдинг», ГУКДПИП «Институт «Могилевсельстройпроект».

Поскольку основной формой проведения производственных практик на кафедре ПГС университета является дискретная, считаем именно ее наиболее эффективной, как разумное чередование полученных при изучении специальных дисциплин студентами теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Как основную проблему в организации производственной практики можно выделить отсутствие заинтересованности в помощи от строительных организаций и предприятий, а также отсутствие времени и заинтересованности у специалистов указанных организаций, за которыми закрепляются студенты. Проблема не является характерной для всех организаций. И, поскольку в рамках университета производственная практика проводится на предприятиях стройотрасли дискретно в полном объеме времени, считаем, что в ее рамках увеличить практическое обучение не представляется возможным.

 

Методист учебно-методического отдела УО «Полоцкий государственный университет» Алена Валерьевна ЛИНКЕВИЧ:

Согласно заключенным договорам за 2018–2019 учебный год 279 студентов ПГУ прошли практику на предприятиях стройотрасли. Ежегодно организации строительной отрасли охотно принимают наших студентов на практику, т.к. она дает возможность работодателю оценить их профессиональную подготовку, потенциал и способность адаптироваться к производственному процессу. Вопросы организации и прохождения практики регулируются Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным постановлением Совмином от 03.06.2010 № 860.

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» обеспечивает своевременное направление студентов на практику, осуществление им выплат и возмещение расходов в соответствии с Положением. Сами условия прохождения практики студентами меняются и пересматриваются в соответствии с требованиями времени и темпов развития отрасли.

Производственная практика в ПГУ проводится в форме практической деятельности на рабочих местах в организациях и учреждениях, соответствующих профилю образования и в составе групп на профилирующей кафедре. Однако в современных условиях предпочтительнее проходить практику на производстве, т.к. на базе организации студент знакомится с производством и расширяет профессиональный кругозор. Кроме того, практикант может зарекомендовать себя в качестве квалифицированного и ответственного специалиста, добиться доверия со стороны работодателя и обеспечить себя рабочим местом. На кафедре у студента отсутствуют вышеперечисленные возможности.

В составе основных проблем организации производственной практики на уровне вузов можно выделить:

  • недостаточный контроль за ходом прохождения практики со стороны университета;
  • короткий срок прохождения практики, что не позволяет студентам приобрести знания и умения, необходимые в будущей профессии, а также зарекомендовать себя для дальнейшего трудоустройства на конкретном рабочем месте.

Решить данные проблемы можно следующим образом:

  • усилить контроль руководителя практики от вуза за ходом прохождения производственной практики;
  • увеличить срок прохождения производственной практики;
  • проводить совместно с работодателями мастер-классы и консультации со студентами;
  • расширить взаимодействие руководителей практики от вуза и от предприятия;
  • приобщать студентов к разработке проектов, которые будут предложены в качестве методических рекомендаций руководству организации.

Добавить комментарий