ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Автор: Наталья ИВЧЕНКО

«Республиканская строительная газета» проводит заочный круглый стол на тему «Организация и проведение производственной практики в учреждениях образования, обмен передовым опытом ее проведения, пути ее совершенствования как со стороны учреждения образования, так и со стороны предприятий». В мероприятии принимают участие представители ведущих учебных заведений страны, предприятий строительного комплекса, студенты, молодые специалисты. В прошлом номере газеты № 40 (829) от 24.10.2019 свое мнение об организации и проведении практики высказали представители строительных предприятий и организаций Беларуси. Пришло время дать слово тем, кого непосредственно коснулся вопрос производственной практики — студентам и молодым специалистам.

 

Максим МОИСЕЕВ в 2019 году окончил УО «Бобруйский государственный строительный профессионально-технический колледж» по специальности «Производство и техническая эксплуатация приборов и аппаратов». Принят на работу в цех КИП, АСУ и связи ОАО «Кричевцементношифер» слесарем 4-го разряда по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

«В наш колледж на распределение приехали мастер моего цеха Василий Святославович КУХАРЕНКО и специалист по кадрам Лидия Александровна ПРОХОРЕНКО, которые рассказали о предприятии и предстоящей работе. Понравился современный завод-гигант, и я решил, что это неплохой вариант для отработки и приобретения профессиональных навыков. И не прогадал — мне здесь интересно, горжусь своим первым местом работы.

Во время обучения в колледже проходил практику в ОАО «Бобруйский завод биотехнологий». К процессу практического обучения относился с любопытством и интересом, всегда стремился узнать больше и лучше. Таким образом, мне удалось получить навыки, которые совершенствую до сих пор, только на новом предприятии.

В «Кричевцементношифер» пока набираюсь опыта как молодой специалист. Старшие, более опытные работники в любой момент могут подсказать или научить. Мой старший коллега Николай Якимович ШИКОВ всегда готов помочь, к нему можно обратиться с любым вопросом, да и сам он понимает, что нужно разъяснить молодому специалисту.

 

Богдан ФЕДОСЕНКО, электромонтер 3-го разряда по ремонту и обслуживанию оборудования ремонтно-электрического цеха ОАО «Кричевцементношифер». В этом году окончил Кличевский государственный аграрно-технический колледж по специальности «Энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства». Во время учебы дважды проходил производственную практику в ОАО «Кричевцементношифер».

«Во время прохождения производственной практики начальник ремонтно-электрического цеха Александр Андреевич САВИЦКИЙ обратил внимание на мое ответственное отношение к работе. Я старался качественно и аккуратно выполнять все поручения. Поэтому после окончания колледжа был направлен на работу в организацию. Наше предприятие является градообразующим. Работать на нем престижно, особенно для меня, молодого специалиста, без трудового стажа. Очень горжусь своей работой и благодарен начальнику цеха, что поверил в меня и дал возможность трудиться на таком предприятии.

Также еще во время прохождения практики в «Кричевцементношифер» руководителем был ведущий энергетик ремонтно-электрического цеха Юрий Васильевич ЗЫЛЕВ. На все интересующие вопросы получал от него исчерпывающие ответы. Познакомился с настоящими профессионалами своего дела. Терпеливо выслушивали и отвечали на все расспросы, познакомили с достаточно сложным и новым для меня, студента, оборудованием.

Недостатков в прохождении практики выделить не могу. Я общался с интересными людьми, высококлассными специалистами, познакомился с совершенно новым производством. Приняли доброжелательно, что позволило в дальнейшем при поступлении на работу быстрее адаптироваться в коллективе и вникнуть в особенности работы электромонтера.

Хочу сказать, что каждый студент при прохождении практики должен понимать, что сейчас он знакомится со своей будущей профессией, набирается первого опыта, который в дальнейшем ему очень пригодится. Поэтому нужно более ответственно относиться к выполнению задания для практики».

 

Никита БОГУЦКИЙ, учащийся 3-го курса филиала «Индустриально-педагогический колледж» УО РИПО.

«Во время прохождения практики работал на производственном участке под руководством опытных специалистов. Обязанности разделялись с учетом полученных ранее навыков и уже приобретенного опыта. В свободном доступе находились все необходимые инструменты. Объемы и сложность выполняемых работ возрастали по мере закрепления полученных практических навыков. Предприятие обеспечило должную безопасность на производстве. Практикой я остался доволен, так как получил неоценимый опыт, работая со специалистами своего дела.

Главные преимущества современной организации практики в том, что учащийся работает со специалистами, тем самым получает большой запас знаний и деньги за свой труд. Думаю, что нужно сделать цикловую практику с возможностью посещения строительных площадок, где можно выполнять различные виды работ, технологии которых были изучены в теории».

 

Алексей КРАВЕЦ, архитектор проектно-конструкторской мастерской «Стройпроект» ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции», г. Солигорск. В 2019 году окончил Белорусский государственный университет транспорта.

«После 5-го курса проходил практику в ОАО «Институт Гомельгражданпроект», который сотрудничает с вузом. Она длилась весь июль и была призвана познакомить нас с настоящей работой в проектной организации.

В ОАО «Стройтрест № 3 ООР» распределился по окончании университета. На мой взгляд, это был лучший вариант распределения из предложенных нам. Солигорск — богатый город с крупным и известным градообразующим предприятием «Беларуськалий», а Стройтрест № 3 является основным градостроительным предприятием. Предложили общежитие и достойную заработную плату. Здесь дружный коллектив, который очень тепло меня принял. Я более чем доволен своим выбором.

Помимо производственной у нас были обмерочная практика, практика по рисунку и живописи, макетированию. Все они были в рамках университета и не связаны с настоящей работой. Только на пятом курсе, на производственной практике нас прикрепили к организациям.

В «Гомельгражданпроекте» при поступлении на работу проводился инструктаж по технике безопасности, ознакомление со структурой института. После меня «прикрепили» к ведущему архитектору, который направил в архив для изучения проектов, которые могли помочь с дипломной работой. Там были проекты-концепции, которые показывали уровень исполнения для рассмотрения на городском уровне.

Также мне поручали мелкую работу вроде подсчитывания площадей помещений или создания вариантов интерьера входной группы. Работы я сдавал ведущему архитектору и в целом мало взаимодействовал с другими людьми. После практики со мной провели итоговую беседу и поставили «зачет». Сложностей с выполнением заданий не испытывал, они были не сложнее работ, которые я делал в университете.

На мой взгляд, самое главное достоинство производственной практики в том, что студент попадает на настоящую работу, в совершенно другую обстановку. На занятиях в вузе эти навыки и сами ощущения полноценного труда невозможно передать. Среди недостатков хочется выделить холодность по отношению к студентам. Проявляться она может по-разному, начиная от нежелания уделять время до осуждения «они должны все знать!».

Проблемы с организацией и проведением практики существуют. Считаю, что знакомство с настоящей работой должно происходить на один или даже два курса раньше, когда уже сложилось представление об изучаемой специальности и получены основные навыки по ней. Но не в конце обучения. Многие студенты в это время подрабатывают по специальности, у большинства есть устоявшееся мнение о выбранной профессии, а основные усилия направлены на поиск того самого первого места работы. Прохождение практики при этом для большинства студентов не является чем-то сверхинтересным. Поэтому многие находят для себя контору, которая поставит им в конце месяца «зачет» и тем самым освободит время.

В то же время далеко не во всех организациях есть интерес к будущим молодым специалистам. Всегда нужен человек со стажем: он придет и решит все проблемы. Поэтому во время практики студентам зачастую не уделяется должного внимания, а иногда и вовсе пресекаются любые попытки попробовать себя в работе.

Даже если есть внимание и интерес со стороны студентов, все равно при поступлении на работу первые месяц или два ты «учишься работать». И в этом я нахожу основной просчет во всей существующей схеме.

В университете за месяц практики можно научить студентов именно тому, чему учат молодых специалистов. А ведь вроде бы ничего сложного: из каких людей, каких отделов состоит организация, как разные отделы друг с другом взаимодействуют, как выдаются задания, происходят совещания и обсуждения, вносятся правки, какие бумаги как оформляются. Как течет вся «жизнь» в организации, и не на бумажке, а на деле. Недостаточно дать студенту задание и оставить его. Нужно досконально проверить его работу, спросить, было ли ему легко или сложно ее сделать. Отправить его передать выполненную работу другим отделам. Он должен общаться, должен взаимодействовать с коллективом. Студенту важно почувствовать себя нужным. В этом случае появилось бы целостное представление о настоящей работе и о том, что ждет после распределения, нравится тебе выбранная специальность или ты ожидал другого? Понравилась ли конкретно эта организация?

Вместо этого студентам, в лучшем случае, поручают вычертить небольшой кусочек по текущему объекту, а лучше по старому, лишь бы чего не испортить. Нельзя никого отвлекать. Да и проверять работы студентов нет времени. Получается такое пребывание внутри «кокона», в рамках своей специальности. О существовании других людей, с которыми работаешь, которые зависят от тебя и от которых зависишь ты, узнаешь только после распределения.

В целом вину в существовании недостатков проведения практики можно разделить между программами обучения вузов, безразличными студентами и предприятиями. Для организаций студенты зачастую не выглядят привлекательными кадрами. И это плохо. Чуть больше внимания в первые пару месяцев работы определенно вознаградятся мотивированным, прилежным специалистом, который хочет работать, не боится изучать новое и способен подстроиться под коллектив. В то же время студент, чувствуя поддержку и заинтересованность в нем, наверняка будет стараться выполнить возложенные на него задачи. Конечно, все люди разные, но не стоит разочаровываться в них заранее».

 

Денис МИРЕНЦОВ, заместитель главного энергетика в ОАО «Белорусский цементный завод». В 2019 году окончил Белорусский государственный аграрный технический университет по специальности «Энергетическое обеспечение сельского хозяйства» с присвоением квалификации «инженер-энергетик».

«Так как со мной был заключен договор о целевой подготовке, практику проходил в ОАО «Белорусский цементный завод». В соответствии с данным договором приехал работать на БЦЗ. Сначала был трудоустроен ведущим энергетиком в участок упаковки и отгрузки цемента железнодорожно-упаковочного цеха, где проработал чуть более пяти месяцев. Получил конкретный опыт работы в производственном подразделении и был переведен на должность заместителя главного энергетика. Я очень доволен условиями работы, пониманием в коллективе отдела, отношением руководства.

Главное преимущество производственной практики во время учебы в вузе, на мой взгляд, — возможность получить опыт работы на большом предприятии и непосредственно ознакомиться с имеющимся там оборудованием. Когда проходил практику, опытные специалисты рассказывали, что и как следует делать, подсказывали, отвечали на вопросы, оказывали помощь, особенно при написании дипломной работы. Да и проблем с жильем не было, так как родители проживают в Костюковичах».

 

Владислав ЯНУШЕВСКИЙ, заместитель главного технолога ОАО «Белорусский цементный завод» г. Костюковичи. В 2019 году окончил УО «Белорусский государственный технологический университет» по специальности «Инженер-химик-технолог».

«Во время своего обучения в университете проходил практику в ЗАО «Могилевский КСИ», а также в ОАО «Минский КСИ». На БЦЗ попал по распределению. Завод мне выделил общежитие с хорошими условиями проживания. На предприятии налажена бесплатная доставка людей к месту работы (в 5 км от города).

Изначально 1 августа 2019 г. был трудоустроен инженером-технологом в цех обжига (это основной цех). Работал на центральном пульте управления с опытными машинистами (обжигальщиками), которые непосредственно ведут процесс производства. Изучил на практике технологическое оборудование и особенности производства. Во многом помогли знания, приобретенные в университете.

В октябре меня перевели на должность заместителя главного технолога в производственно-технологический отдел. Несмотря на достаточно высокую должность для молодого специалиста, продолжаю изучение особенностей производства различных видов цемента, набираюсь опыта под руководством главного технолога, главного инженера.

Что касается прохождения производственной практики во время учебы в университете, считаю ее неотъемлемой и важной частью обучения, поскольку это позволяет понять специфику работы производства «вживую», а не только в рамках теории. Недостатков проведения производственной практики не обнаружил. Однако если ее прохождение предполагает посещение другого города, то желательно, чтобы учебное заведение либо предоставляло, либо организовывало условия проживания студента в той местности, куда он направлен в течение всего периода прохождения практики. Как мне известно, это происходит не всегда».

 

Артем КОВАЛЁВ, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Окончил УО «Гомельский государственный профессиональный технологический лицей». В филиале «Управление специализированных работ» ОАО «Гомельпромстрой» с 1 августа 2019 г. Практику проходил здесь же. После чего был направлен по распределению в организацию.

«Во время прохождения практики по специальности допуск к учебно-производственным работам по обслуживанию и ремонту электроустановок и других объектов с повышенной опасностью проходил под непосредственным руководством наставника организации. Как практикант, я был обеспечен инструментом, нужными материалами, необходимой документацией для выполнения учебно-производственной практики. За этот период мне удалось усовершенствовать и закрепить знания и умения по выбранной профессии. Проблем в организации практики также не возникло. А ее проведение осуществлялось под контролем руководителя из учреждения образования.

Большим плюсом было то, что в филиале «Управление специализированных работ» ОАО «Гомельпромстрой» практика оплачиваемая. Не все организации предоставляют такую возможность».

 

Александр ЛАЗАРУК, студент 5-го курса БрГТУ, специальности «Промышленное и гражданское строительство». За время обучения проходил практику в ОАО «Строительный трест № 8», КУП «Брестжилстрой» и в БрГТУ на кафедре строительных конструкций.

«Организационную практику проходил на кафедре «Строительные конструкции» БрГТУ. Работа заключалась в оформлении проектной документации и выполнении чертежей по материалам обследования строительных конструкций мостов. Моим научным руководителем на практике был проректор по научной работе Николай Николаевич ШАЛОБЫТА. Также на протяжении практики неоднократно вместе с другими преподавателями выполнял работы по осмотру и замерам мостов. По моему мнению, выполнение работ по обследованию важно для определения надежности и долговечности строительных конструкций. Важно иметь представление, что происходит с конструкциями на закате их «жизни» и какие мероприятия нужно проводить на стадии проектирования, чтобы повысить срок их эксплуатации.

К недостаткам в современной организации производственной практики можно отнести слабую заинтересованность со стороны студентов из-за того, что практика не оплачивается, и в организациях к ним, соответственно, относятся с недоверием и не поручают вообще никакой работы. Такие ситуации я видел неоднократно как среди сокурсников, так и при общении с ребятами, которые уже окончили университет. Из-за такого отношения студенты чаще ищут практику в качестве рабочих-строителей в организации, где им заплатят, несмотря на то что по уровню подготовки они должны быть дублерами у представителей руководящих должностей.

К положительным аспектам в организации практики можно отнести возможность пройти практику в любой организации нашей страны, если того пожелает студент и не будет против организация. Можно поехать в любой город, и на время практики университет будет обеспечивать студента материально, выплачивая командировочные. Также БрГТУ всегда предоставляет довольно широкий выбор мест для прохождения практики среди организаций города Бреста. И выбор этот всегда добровольный, что, несомненно, плюс.

Чтобы практика проходила более успешно, на мой взгляд, нужно:

  • увеличить сроки и интенсивность практики;
  • ввести обязательную оплату труда.

Практика должна быть неразрывно связана с обучением. Можно организовать в университете контроль знаний, который будет проходить три раза в семестр, после чего студент на одну-две недели отправится в организацию на практику. Такой подход может помочь с выбором будущего места работы, так как у студента есть возможность попрактиковаться в нескольких организациях на протяжении короткого периода времени. Также, если студент будет себя проявлять, ему будут поручать более ответственные задания, что, несомненно, только положительно повлияет на качество образования».

 

Дарья МИТЮЛЯ, специалист отдела аттестации персонала в РУП «Белстройцентр», окончила УО «Минский государственный колледж электроники».

«Я проходила практику в Администрации Первомайского района и в РУП «Белстройцентр». На практику в «Белстройцентр» попала по рекомендации преподавателей, и осталась довольна тем, что пришла сюда работать.

Во время учебы в колледже всегда удавалось проходить практику успешно, так как я хорошо знаю свою профессию, обязанности. А также люблю и понимаю работу с документами и людьми.

Среди преимуществ прохождения практики могу отметить:

  • получение жизненного и профессионального опыта;
  • приобретение умения выходить из разных ситуаций;
  • возможность учиться, понимать и применять знания, полученные на практике;
  • опыт работы в коллективе;
  • взаимодействие с большим количеством людей».

 

Екатерина МИШКЕВИЧ, студентка 5-го курса строительного факультета БрГТУ специальности «Промышленное и гражданское строительство».

«Практика — неотъемлемая часть учебного процесса, без которой невозможно понять, как работает строительное производство. В БрГТУ одна часть практики проходит в университете (объектная, геодезическая и геологическая), другая — на предприятиях (строительная, технологическая и организационная). Я проходила практику на предприятии СООО «ТраскоБЕЛ», которое специализируется на строительно-монтажных, отделочных, сантехнических и электромонтажных работах, и в ГУПИП «Институт Брестстройпроект», в котором выполняют работы по проектированию и обследованию зданий, сооружений и проведение инженерных изысканий для этих целей.

Практика — хорошая возможность присмотреть себе будущее рабочее место. Она, как правило, начитается сразу после сессии. Обычно адаптация на предприятии происходит быстро, так как руководители с пониманием относятся к студентам, рассказывают и показывают, как строительное производство выглядит в жизни, а не в учебниках.

Я довольна результатами прохождение практики, ведь это достаточно увлекательный процесс, который позволяет определить, насколько будущая специальность актуальна и интересна студенту и готовность человека к работе. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Основной плюс организации практики — возможность проходить ее на выбранном студентом предприятии. Основной минус в том, что на некоторых предприятиях руководители слишком заняты и просят студентов им не мешать.

Для успешного прохождения практики, на мой взгляд, следует наладить более тесное взаимодействие студентов с руководителями от предприятий и контроль прохождения практики руководителями от университета».

 

Александра СМЫКОВСКАЯ, учащаяся филиала «Индустриально-педагогический колледж» УО РИПО, 3-й курс ПГС.

«Мне довелось проходить практику на таких предприятиях, как ООО «Сомстрой» и ООО «ВЕППОЛ-строй».

Руководителями практики были мастера производственного обучения, бригадиры непосредственно на самом объекте в организации. Вообще в прохождении практики есть свои нюансы. Так, самое важное то, что зачастую на предприятии выполняются однотипные работы. Например, при получении рабочей профессии «маляр» во время практики можно научиться только шпатлевать или красить, потому что не всегда дальше может идти этап оклейки стен обоями или другими материалами. В зимнее время в практике нет никакого смысла.

На мой взгляд, для более продуктивной практики по рабочим специальностям следует выбирать период апрель-июль, потому что в это время идет более разнообразный и интенсивный строительный процесс. У студентов и учащихся появится больше возможности овладеть несколькими навыками одновременно, что в дальнейшем позволит быть более высококлассными специалистами в той или иной области».

 

Анатолий ТЫШКЕВИЧ, студент 4-го курса БрГТУ специальности ПГС.

В процессе обучения я проходил практику в двух организациях: ООО «ПРОДОМ» (лето 2019) и ОАО «Строительный трест № 8» (весна 2017). Расскажу про практику, которая проходила летом 2019 года в составе студенческого строительного отряда. Мы были устроены по договору подряда в вышеупомянутую организацию. Со мной был проведен инструктаж и тест по охране труда. Затем прораб сообщил, где находится строительный объект и во сколько необходимо прибыть. Осведомился у всех о наличии спецобуви и спецодежды, что очень важно. В случае необходимости все это выдавалось. На самом объекте работой руководили мастера. Результатами прохождения практики я доволен, так как смог применить свои теоретические знания в деле. Также приобрел новые навыки.

Среди преимуществ производственной практики:

  • возможность применить теоретические знания;
  • приобрести новые навыки;
  • научиться работать в коллективе;
  • ощутить «трудовые будни».

Также можно выделить следующие минусы:

  • не все организации заинтересованы в обучении прибывших студентов;
  • для некоторых предприятий студенты — рабочая сила, которую можно не обучать.

Вообще, нужно заинтересовывать организации в обучении студентов и контролировать этот процесс. Понимаю, что предприятиям невыгодно тратить время на студентов, пришедших на практику. Но необходимо понимать, что это потенциальные работники, которые в будущем смогут у них трудиться».

 

Антон ФИЛИЧ, учащийся филиала «Индустриально-педагогического колледжа» УО РИПО, 3-й курс ПГС.

«В период с 16 сентября по 1 ноября 2019 г. проходил производственную технологическую практику в частном предприятии «Строительное унитарное предприятие «Смартмен».

Работой на производственном участке руководил Денис Александрович ВОЙГЯНИЦ. Обязанности разделялись с учетом полученных ранее навыков и уже приобретенного опыта. Считаю, что данная практика является необходимым этапом в процессе подготовки квалифицированных специалистов, которые должны владеть и рабочими профессиями. В современной ее организации недостатков не вижу. Программа была составлена должным образом, что способствовало получению новых знаний. Уверен, что при прохождении производственной практики надо посещать несколько строительных площадок, на которых можно выполнять различные виды работ для закрепления полученных знаний».

 

Павел ВИЛЬЧЕВСКИЙ, электросварщик ручной сварки 3-го разряда СУ 188 ОАО «Гроднопромстрой». В 2017 году окончил УО «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей № 1».

«Во время обучения дважды проходил практику в СУ 188 ОАО «Гроднопромстрой». Впервые на предприятие попал по направлению лицея. Понравился коллектив, отношение руководства и опытных рабочих к новичкам. Во второй раз сам попросил, чтобы направили в СУ 188. К прохождению практики относился ответственно, поэтому строительное управление подготовило запрос, чтобы меня распределили к ним. Так я попал на работу в строительное управление № 188.

Во время прохождения производственной практики получил необходимые навыки в своей профессии. За мной был закреплен наставник, который в рамках практического обучения уделял много времени и помогал выполнять операции, которые вызывали вопросы, справляться со сложными моментами во время выполнения сварочных работ. Самый приятный момент — практика оплачивается! Меня учат, и за это я еще получаю деньги. Из недостатков могу отметить следующее — в программе практики значительная часть отводится теории, а хотелось бы больше уделять внимания практическим навыкам».

 

Максим ЦВЕТКОВ студент 4-го курса факультета «Промышленное и гражданское строительство», обучающийся по специальности «Производство строительных изделий и конструкций» УО БелГУТ. Проходил технологическую практику и работал подсобным рабочим в арматурном цехе на предприятии ОАО «Гомельжелезобетон».

Павел АНИСИМОВЕЦ студент 5-го курса факультета «Промышленное и гражданское строительство», обучающийся по специальности «Производство строительных изделий и конструкций», проходил инженерную практику и работал на предприятии дублером мастера арматурного цеха ОАО «Гомельжелезобетон».

Ответственным за прохождение практики студентов БелГУТа на предприятии был назначен начальник арматурного цеха Максим Михайлович ЕЗЕРСКИЙ.  Максим Цветков, осваивающий рабочую специальность, был закреплен за арматурщиком 3-го разряда Владимиром Александровичем КОРХОВЫМ.

Молодые люди хорошо влились в коллектив. По окончании практики руководство ОАО «Гомельжелезобетон» выразило благодарность ректору БелГУТа, руководителям практики от университета и студентам. Студенты, проходящие практику на ОАО «Гомельжелезобетон», остались довольны условиями работы, отношением к ним коллектива предприятия, полученному опыту. По их мнению, проходить производственную практику эффективнее на оплачиваемых рабочих местах, так как это мотивирует на работу с большей отдачей, повышает трудовую дисциплину.

 

По итогам заочного круглого стола можно обозначить следующие камни преткновения в процессе усовершенствования производственной практики.

  • Представители системы образования заинтересованы в том, чтобы отправлять своих учащихся и студентов на оплачиваемую практику. Но не все предприятия могут их принять на таких условиях. В то же время руководители практики от предприятий должны получать определенные материальные поощрения за возложенные на них дополнительные обязанности, поскольку обучение студентов идет без отрыва от выполнения прямых профессиональных обязанностей.
  • Не раз приводился аргумент о недостаточно серьезном отношении к проведению производственной практики то со стороны учреждений образования, то со стороны предприятий.
  • Недостаточные временные рамки производственной практики, так как студенты и учащиеся не успевают получить необходимые навыки и умения в полном объеме.
  • Остро стоит вопрос невозможности проведения производственной практики по рабочим специальностям в связи с возрастными ограничениями для выполнения определенных видов работ. Это в первую очередь касается производственной практики учащихся ПТО и ССО.
  • Проблема человеческих взаимоотношений. Выражается она в формальном отношении к практикантам. В лучшем случае им доверяют легкие работы с малой долей ответственности или без нее, в худшем — устраивают каникулы вместо прохождения практики. Данные моменты встречаются не на всех предприятиях отрасли.

Решение этих и ряда других вопросов в дальнейшем позволит усовершенствовать производственную практику как со стороны предприятий, так и учреждений образования, улучшить уровень подготовки специалистов строительной отрасли. Поскольку одним из главных вопросов, в котором сошлись во мнениях практически единогласно представители учебных заведений Беларуси, предприятий стройкомплекса, студенты и молодые специалисты, то, что практика — один из лучших способов пополнения кадров для предприятий, поскольку в процессе ее проведения есть возможность оценить будущих сотрудников и выбрать лучших.

 

Благодарим всех участников заочного круглого стола за своевременные и полные ответы.

Добавить комментарий