Производственная практика: особенности, проблемы и пути решения

Автор: Наталья ИВЧЕНКО

Производственная практика: особенности, проблемы и пути решения, возможности усовершенствования

 

На страницах «Республиканской строительной газеты» проходит дистанционный круглый стол на тему «Организация и проведение производственной практики в учреждениях образования, обмен передовым опытом ее проведения, пути ее совершенствования как со стороны учреждения образования, так и со стороны предприятий». В заочном мероприятии принимают участие представители ведущих учебных заведений страны, а также предприятий строительного комплекса, студенты, молодые специалисты. В прошлом номере газеты № 39 (828) от 17.10.2019 были размещены высказывания и мнения представителей Республиканского института профессионального образования и белорусских вузов, в которых присутствуют строительные специальности (БНТУ, БГТУ, БелГУТ, БРУ, БрГТУ, ГрГУ им. Янки Купалы, ПГУ). В этом номере обсуждение продолжат представители строительных предприятий страны.

 

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию государственного предприятия «Управляющая компания холдинга» БЦК» Андрей Ростиславович СЮЛЬЖИН:

Республиканское производственно-торговое унитарное предприятие «Управляющая компания холдинга «БЦК» в рамках проведения республиканского дистанционного тематического круглого стола провело мониторинг среди 20 предприятий — участников холдинга и их филиа­лов, вхо­дящих в структуру БЦК. Было установлено, что на предприятиях холдинга в 2018 году прошли производственную практику 297 студентов, из них наибольшее количество в ОАО «Белорусский цементный завод» (70) и в филиале № 3 «Минский комбинат силикатных изделий» (120). За десять месяцев 2019 года на наших предприятиях практиковались 175 человек. Договоры на прохождение производственной практики заключались с 21 вузом и 24 ссузами. Среди них Академия управления при Президенте Республики Беларусь; Белорусский государственный университет; Белорусский государственный университет транспорта; Белорусский государственный технологический университет; Белорусский национальный технический университет; Брестский государственный технический университет; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы; Белорусско-Российский университет; Полоцкий государственный университет; Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов; Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения; Витебский государственный технологический колледж; Гродненский государственный электротехнический колледж им. Ивана Счастного; Кричевский государственный профессиональный агротехнический колледж; Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж и многие другие.

Уровень подготовки студентов (учащихся), проходивших практику на предприятиях, отмечен как «выше среднего» или «удовлетворительный», реже «высокий». Тем не менее руководители предприятий заинтересованы принимать у себя студентов (учащихся), которые осваивают профессии, необходимые их предприятию. Есть возможность оценить потенциал во время практики и в будущем оформить трудовые отношения.

Основные профессии, по которым студенты и учащиеся проходили практику: «слесарь по ремонту автомобилей», «организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте», «каменщик», «штукатур», «электрогазосварщик», «инженер-технолог», «экономист», «слесарь-ремонтник», «инженер-электроник», «контролер строительных материалов и изделий», «формовщик изделий и конструкций», «геодезия», «транспортная логистика», «финансы и кредит» и др.

Наиболее востребованы специальности по рабочим профессиям «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «машинист бульдозера», «каменщик», «химическая технология вяжущих материалов», «химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий», «машины и аппараты химических производств», «токарь», «фрезеровщик», «техническая эксплуатация автомобилей» и т. д.

Производственная практика студентов и учащихся организована чаще всего в составе бригад и в форме наставничества, посредством издания приказа о закреплении руководителя производственной практики (опытного специалиста или квалифицированного рабочего, за определенным студентом (учащимся)), который осуществляет руководство практикой.

В основном на предприятиях холдинга производственная практика не оплачивается, за исключением филиала № 3 «Минский комбинат силикатных изделий», с оплатой труда согласно коллективному договору, действующему на предприятии, и филиалов «Барановичский комбинат железобетонных конструкций», «Рогачевжелезобетон» — оплачиваемая практика для рабочих профессий согласно Положению об оплате труда.

В основном программы производственной практики не согласовываются с предприятиями холдинга. Но в связи с большим количеством практикантов ежегодно и возможностью максимально и точно распределить нагрузку на руководителей практики в ОАО «Белорусский цементный завод» и филиал № 3 «Минский комбинат силикатных изделий» программы согласовываются заранее.

В целом предприятия положительно настроены на взаимодействие со студентами и учащимися. Среди недостатков со стороны учреждений образования можно выделить следующие: несвоевременное согласование календарных планов производственной практики; недостаточное внимание со стороны представителей учреждений образования к прохождению практики студентами, которое зачастую ограничено лишь заключением договора; отсутствие взаимодействия с руководством предприятия. Стоит отметить, что учреждения образования должны формировать у практикантов базу более полного и глубокого представления о бу­дущей профессии, уделить внимание вопросу субординации и культуре общения в коллективе.

Из недостатков со стороны предприятий отмечено, что квалифицированные работники, которые могут передать свой опыт и взять на себя ответственность, зачастую слишком заняты рабочим процессом и в должной мере не имеют возможности уделить внимания практиканту.

Вопрос увеличения доли практического обучения в большинстве своем предприятия отдали на рассмотрение учреждениям образования и не возражают в увеличении сроков прохождения производственной практики.

Также новые профессиональные стандарты в строительной отрасли воспринимаются как улучшающие взаимосвязь между предложением системы образования и потребностями на рынке труда, дающие возможность нанимателю при найме регламентировать трудовую деятельность. Профессиональные стандарты позволят выпускать готовых специалистов с актуальными знаниями и навыками по востребованным специальностям, они помогут нанимателю упростить процедуру найма: перед работодателем будет полная характеристика компетенций, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В свою очередь профессиональные стандарты будут влиять на содержание образовательных программ. Это позволит максимально приблизить образовательный процесс к требованиям рынка труда.

Начальник отдела кадров ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» г. Солигорск, Наталья Павловна НАГОРНОВА:

На нашем предприятии ежегодно проходят практику студенты вузов и учащиеся учреждений ПТО и ССО. Каждый год принимаем более 200 учащихся профессионально-технических учреждений. В основном из Солигорского профессионального колледжа — базового учреждения образования, которое является главным источником пополнения рабочих кадров основных строительных профессий «Стройтреста № 3». С ним мы сотрудничаем более 20 лет.

Свыше 20 учащихся Минского архитектурно-строительного колледжа, Солигорского экономического колледжа, Солигорского горно-химического техникума и др. и 30 студентов Белорусского национального технического университета, Полоцкого государственного университета, Брестского государственного технического университета, Белорусского государственного экономического университета, Белорусско-Российского университета проходят практику в ОАО «Строй-

трест № 3 Ордена Октябрьской революции» г. Солигорск каждый год. Уровень подготовки практикантов разный. Что касается высшего образования то с высоким уровнем приходят студенты БНТУ.

Наше предприятие заинтересовано в приеме студентов-практикантов, так как в период практики происходит знакомство с предприятием, оценка их способностей и возможностей для приглашения в дальнейшем к нам на работу.

На нашем предприятии проходят практику будущие инженеры-строители (мастера, инженеры ПТО, конструкторы, проектировщики, сметчики, архитекторы), механики, энергетики, бухгалтеры и экономисты, юристы, специалисты по работе с персоналом. Наиболее востребованы инженерно-строительные специальности.

Учащиеся профессионально-технических колледжей в период производственной практики направляются в конкретную бригаду, где закрепляются за опытным рабочим. Как правило, на протяжении всего периода обучения они проходят практику в одной и той же бригаде, и на работу выпускник распределяется в эту же бригаду.

Студенты-практиканты, обучающиеся в вузах, закрепляются за конкретным опытным специалистом, который в течение всего периода практики поручает задания, контролирует ход их выполнения, консультирует по непонятным вопросам. Студенты строительных специальностей, которые хотят заработать, принимаются на предприятие подсобными рабочими 2-го разряда, трудятся в бригаде и изучают работу мастера (прораба) как бы со стороны. При этом студентам предоставляется время для изучения проектно-сметной документации, табельного учета рабочего времени и закрытия заработной платы, вопросов охраны труда, приемки и хранения стройматериалов и др.

По рабочим профессиям со сдельной оплатой труда практика оплачивается в размере тарифной ставки 1-го разряда. Практиканты выполняют конкретный объем работ под руководством наставника. Но есть профессии со сдельной оплатой труда, где практиканту нет возможности выполнять работы самостоятельно, например, машинист экскаватора, машинист бульдозера, водитель погрузчика. Также существует проблема оплачивать практику из-за невозможности вводить дополнительные штатные единицы на период ее прохождения. Приходится принимать практиканта на работу подсобным рабочим, но бухгалтера или архитектора принять на практику таким путем невозможно.

С нашим базовым учреждением образования «Солигорский профессиональный колледж» программы практик согласуются, и мы можем вносить свои предложения. Другие учреждения образования за согласованием не обращаются. Да и чаще всего в период практики учебные заведения не интересуются ее ходом. А в некоторых учреждениях образования поиск мест практики и вовсе является проблемой учащихся и их родителей. Студенту главное принести заполненный дневник с подписями и печатями. Очень часто они приходят на практику вообще без программы, уверенные в том, что на предприятии сами знают, чему их надо учить. Возмущает то, что когда связываешься с руководителем практики от учебного заведения, то получаешь ответ: «А зачем Вам это надо?». Очень редко видим на предприятии руководителей практики от учебных заведений. Также лично не приветствую зачет в счет прохождения практики работу в строительном отряде, поскольку все проходит очень формально, как знакомство с профессией. Только после 1-го курса можно это практиковать, а далее нет.

Со стороны организаций проблему вижу в сложности организовывать оплачиваемую практику для рабочих мест с повременной оплатой труда и возможности производить оплату руководителям практик и наставникам для мотивации их тратить свое время на практикантов.

Иногда возникает проблема с необходимыми объемами работ по конкретной профессии, очень часто объекты находятся отдаленно от места проживания, а учащиеся несовершеннолетние. Остается открытым вопрос о допуске к работе на высоте несовершеннолетних учащихся. А как организовать практику без высоты монтажнику строительных конструкций или каменщику в полном объеме?

Думаю, что у каждого учебного заведения должны быть налажены взаимные связи с крупными предприятиями, где студенты будут проходить практику. Хотелось бы и на нашем предприятии видеть представителей учебных заведений для установления более тесных взаимоотношений по вопросам практического обучения. Постоянное сотрудничество налажено только с базовым профессиональным колледжем, эти связи создавались годами.

Практика должна быть разбита на этапы, и прохождение всех этапов обязательно. Например, будущий инженер-строитель должен пройти практику «дублером мастера» на строительной площадке, затем инженером производственно-технического отдела, а затем инженером-конструктором или инженером-проектировщиком в проектной мастерской. Таким образом, студент попробует себя в разных ролях, изучит разные направления и примет для себя решение о будущей трудовой деятельности.

ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» г. Солигорск проводит стажировки только для молодых специалистов, принятых на работу после вузов и ссузов на инженерные должности продолжительностью один месяц. Молодой специалист закрепляется за руководителем, получает программу стажировки, которая предусматривает знакомство со всеми отделами, необходимыми документами. В этот период он должен собрать и заполнить образцы необходимых в будущем для работы документов, изучить стандарты предприятия и др. По итогам стажировки проводится ее защита, и работник допускается к самостоятельной работе.

Специалист по кадрам РУП «Белстройцентр» Анастасия Викторовна Осокина:

За последний год в РУП «Белстройцентр» проходили практику 30 студентов и учащихся из таких учебных заведений, как БНТУ, Минский торговый колледж, Минский государственный колледж электроники, БГЭУ, Институт бизнеса БГУ, Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих «Дайнамик Гроус». Уровень подготовки всех студентов-практикантов мы оцениваем как высокий. Нам интересно принимать таких практикантов.

На предприятии наиболее востребованы следующие профессии:

  • конструктор;
  • архитектор;
  • инженер-строитель;
  • делопроизводитель;
  • бухгалтер;
  • менеджер.

В РУП «Белстройцентр» у каждого практиканта есть руководитель практики (стажировки) от организации, который дает задания обучающемуся. Условия практики и оплаты труда прописываются в договоре с учреждением образования.

Поскольку основным недостатком организации производственной практики студентов и учащихся со стороны учебных заведений мы видим в отсутствии программы обучения, то для ее улучшения предлагаем разрабатывать программы с постановкой конкретных целей и задач, а также контролировать и курировать обучение согласно плану.

Как ведется разработка профстандартов для строительной отрасли? И что следует учесть в обязательном порядке при их разработке?

Разработка профессиональных стандартов для строительной отрасли ведется на основании Методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 июля 2017 г. № 37, а также под методическим руководством учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (РИПО). На текущий год запланировано к разработке восемь профстандартов, большая часть из которых прошла первую процедуру проверки в РИПО. Далее проекты профстандартов направляются на рассмотрение экспертных комиссий, а затем рабочей группы, которую возглавляет Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь. Доработанный на основе замечаний и предложений проект профстандарта выносится на рассмотрение секторального совета, который, в свою очередь, рекомендует его к утверждению в Минтруда и соцзащиты.

При разработке профстандарта следует не забывать, что его действие распространяется на организации всех форм собственности, как на ведущие компании строительной отрасли, так и на небольшие организации. Таким образом, в профстандарте не должны отражаться определенные технологии и инструменты, он должен быть универсальным «мерилом» знаний и умений.

Каким образом может отразиться на качестве и результатах прохождения практики разработка строительных профстандартов?

На наш взгляд, профессиональные стандарты позволят повысить эффективность прохождения производственной практики. Как для руководителей практики, так и для самих практикантов будут обозначены четкие границы минимальных знаний и умений, необходимых для выполнения работы.

Начальник отдела кадров и подготовки кадров ОАО «Нефтезаводмонтаж» г. Новополоцк Валентина Ивановна СТУДЕНИКИНА:

Ежегодно на предприятии проходят производственную практику 30–35 человек. В основном это студенты и учащиеся Новополоцкого государственного политехнического колледжа, Полоцкого государственного

химико-технологического колледжа, Полоцкого государственного университета. Уровень их подготовки можно оценивать как средний, и предприятие заинтересовано в прохождении производственной практики студентов и учащихся для закрепления и углубления ими теоретических знаний на практике.

Студенты и учащиеся проходят практику на нашем предприятии по профессиям:

  • монтажник технологического оборудования

и связанных с ним конструкций;

  • электрогазосварщик;
  • электросварщик ручной сварки;
  • строительные профессии (бетонщик, штукатур);
  • электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям.

Последняя специальность наименее востребована.

Оплата труда учащихся профессионально-технического образования, проходящих производственную практику на предприятии, производится в размере тарифной ставки 1-го разряда, установленной для оплаты труда основных работников в соответствии с Положением «Об образовании и использовании фонда заработной платы в ОАО «Нефтезаводмонтаж». г. Новополоцк. Также мы проводим стажировку мастерам производственного обучения УО «Новополоцкий государственный политехнический колледж».

Основным недостатком при организации производственной практики со стороны учебных заведений мы видим в отсутствии контроля за прохождением практики студентов, получающих высшее образование.

Для улучшения качества проведения практики следует закреплять каждого учащегося за квалифицированным рабочим и возлагать на него ответственность за практическую подготовку учащегося. Стимулирование работников также играет здесь непоследнюю роль.

Сейчас в ОАО «Нефтезаводмонтаж» г. Новополоцк ведется разработка профстандартов в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Заместитель генерального директора ОАО «Белорусское управление механизации» Игорь Викторович Шеваров:

В 2019 году в организации проходили производственную практику шесть учащихся МГПТК подъемно-транспортных работ, два учащихся МГПЛ № 3 машиностроителей, два студента БНТУ. Уровень подготовки учащихся и студентов, которые приходят на практику на предприятии, варьируется от неудовлетворительного до отличного. Производственная практика в нашей организации проводится в форме наставничества. Принятие учащихся и студентов налагает повышенную ответственность на принимающую сторону в плане усиления контроля за охраной труда, повышения нагрузки на управленческое звено и рабочих-наставников, дополнительный расход денежных средств на выплату заработной платы практикантам и наставникам. Со всем этим можно мириться, если востребованные специалисты остаются работать в организации. Но у нас уже есть отрицательный опыт сотрудничества, когда после полугодовой преддипломной практики ни один из трех учащихся не оказался профпригодным по дефицитной для нас специальности.

Основными профессиями, по которым учащиеся проходят практику, являются:

  • машинисты кранов автомобильных;
  • слесари по ремонту автомобилей;
  • электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Все перечисленные профессии являются наиболее востребованными.

Производственная практика не оплачивается для студентов вузов и средне-специальных учебных заведений. Для учащихся профессионально-технических учреждений образования оплачивается согласно заключенным договорам по 3-му разряду.

Со стороны учебных заведений недостатками в организации производственной практики видятся:

  • предложения учебных организаций проводить в больших объемах теоретические занятия с практикантами;
  • несогласование планов производственных практик с нашим предприятием;
  • отсутствие планов и дневников при направлении учащихся на производственную практику.

Начальник отдела кадров ОАО «Гроднопромстрой» Елена Збигневна БАРЦЕВИЧ:

В прошлом году в ОАО «Гроднопромстрой» для прохождения практики было принято 417 учащихся и студентов различных учебных заведений, в 2019 году по состоянию на 1 октября — 362 человека. В основном это студенты Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Брестского государственного технического университета, Гродненского государственного политехнического колледжа, Гродненского профессионального лицея строителей № 1 и других учебных заведений. Профессиональный уровень студентов и учащихся,

прибывающих на практику, достаточно высок и соответствует заявленной квалификации. Нужно сказать, что «Гроднопромстрой» заинтересован в приеме учащихся на практику, так как это будущий кадровый потенциал организации.

Учащиеся, получающие профессионально-техническое образование, проходят практику по рабочим профессиям «каменщик», «электросварщик ручной сварки», «маляр», «штукатур», «плотник», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», которые для нашего предприятия на сегодняшний день являются наиболее востребованными. Они проходят практику в составе комплексных бригад, руководят которыми самые квалифицированные рабочие. Также за учащимися, находящимися на производственной практике, закрепляются наставники. На предприятии разработано Положение о наставничестве, основными целями которого являются быстрая адаптация практикантов и молодых специа­листов на рабочем месте, повышение их профессионального мастерства, закрепление рабочих кадров в ОАО «Гроднопромстрой». Создан банк наставников нашего предприятия — это высококвалифицированные рабочие различных профессий. В 2019 году наставник «Гроднопромстрой» Дмитрий Владимирович ОПЕКУН занял первое место в республиканском смотре-конкурсе на лучшего наставника строительной отрасти, итоги которого были подведены на президиуме РК Белорусского профсоюза работников строительства и промстройматериалов.

На предприятии «Гроднопромстрой» производственная практика является оплачиваемой. Оплата труда практикантов производится по тем же тарифам, как и основным работникам, и на них полностью распространяется Положение об организации оплаты труда, принятое в ОАО «Гроднопромстрой».

Программы практик предлагаются учреждениями образования, если есть необходимость, то предприятие может вносить коррективы и согласовывать их с учреждениями образования. В целом производственная практика всегда достаточно четко организована с обеих сторон. Исходя из нашего опыта считаем, что в процессе обучения учреждениям образования следует больше внимания уделять практической части для отработки навыков и получения профессионального опыта.

В «Гроднопромстрой» на постоянной основе проводятся стажировки на специально выделенных рабочих местах. Их основная цель — формирование и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков по получаемой профессии. Также стажировки незаменимы при изучении опыта высококвалифицированных рабочих, приобретении профессиональных навыков.

Если говорить о вариантах решения вопросов, которые могут возникать между предприятиями и учебными заведениями, можно упомянуть профессиональные стандарты, разработка которых сейчас ведется в Беларуси. Они станут основой для создания новых образовательных стандартов. Учреждения образования получат целостную картину требований рынка труда, а четкие характеристики квалификаций помогут скорректировать учебные планы.

Разработка профстандартов решит проблему отрасли наиболее адекватно и оптимально удовлетворить свои потребности в трудовых ресурсах. Они позволят пересмотреть качество образования, которое должно соответствовать потребностям рынка труда в кадрах, а результаты обучения — требованиям, предъявляемым нанимателями к квалификации работников.

Начальник кадровой службы ОАО «Гомельпромстрой» Наталья Геннадьевна ЛАСТОЧКИНА:

ОАО «Гомельпромстрой» плодотворно сотрудничает с учебными заведениями. В период с 2018 по 2019 год производственную практику в нашей организации прошли 64 студента и учащихся из Белорусского государственного университета транспорта, филиала Гомельского государственного дорожно-строительного колледжа им. Ленинского комсомола Белоруссии, Республиканского института профессионального образования, Гомельского государственного профессионального лицея строителей, Гомельского государственного университета

им. Франциска Скорины, Рогачевского государственного профессионально-технического колледжа строителей, Гомельского государственного профессионального технологического лицея, Гомельского государственного лицея речного флота.

Практику на нашем предприятии учащиеся проходят в основном по следующим профессиям: «каменщики», «электрогазосварщики», «монтажники санитарно-технических систем и оборудования», «электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «электромонтажники по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и другим профессиям. Наиболее востребованны такие профессии, как «каменщик», «газо­электросварщик», «плотник», «бетонщик». При допуске на производственную практику учащимся устанавливают стажировку, закрепляют за квалифицированным работником, имеющим опыт работы в данной профессии. Руководителем практики назначают инженерно-технического работника.

Для полноценного прохождения производственной практики учащихся включают в состав бригад квалифицированных рабочих. Многие из них за время прохождения производственного обучения зарекомендовали себя с положительной стороны как квалифицированные специалисты (рабочие), постоянно стремящиеся к повышению своего уровня по выбранным специальностям (профессиям). По результатам окончания производственного обучения практикантам выдаются характеристики и рекомендательные письма о присвоении квалифицированных разрядов. Производственная практика является оплачиваемой, оплата производится в соответствии с выполненной работой (сдельная система оплаты труда).

В 2019 году в ОАО «Гомельпромстрой» был принят из учреждения образования 51 человек, из них 6 работников с высшим образованием, 14 работников со средним специальным образованием и 31 работник с профессионально-техническим образованием. Многие из них проходили производственную практику в нашей организации.

 ОАО «Гомельпромстрой» при подаче заявок в учреждения образования на 2020 год приоритет будет отдавать молодым специалистам и рабочим, которые будут проходить производственную практику в нашей организации.

Заместитель генерального директора ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» Светлана Леонидовна ЖИШКЕВИЧ:

В среднем около 100 человек в год проходят практику по всем филиалам ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ». В большинстве своем это студенты и учащиеся БНТУ, БГЭУ, МГПТК МиПТР, Брестский государственный лицей строителей, УО «Высоковский ПТК», УО «Слуцкий государственный колледж», УО «Солигорский государственный колледж», УО «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей № 1», ГУО «Институт бизнеса БГУ» и другие. Уровень подготовки разный. Высокий и хороший уровень подготовки — у студентов, достаточно низкий — у учащихся профессионально-технических колледжей и лицеев. Прохождение практики на предприятии — хорошая возможность для нас отобрать для последующего трудоустройства лучших.

В филиалах ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» практику проходят студенты и учащиеся по следующим специальностям: «монтажник строительных металлоконструкций», «сварщик», «мастер строительных и монтажных работ», «инженер», «бухгалтер», «делопроизводитель», «экономист». Наиболее востребованы у нас на предприятии монтажники строительных металлоконструкций, сварщики, мастера, инженеры-строители, слесари по сборке металлоконструкций.

На предприятии практика организуется в составе бригад квалифицированных рабочих, а также в форме наставничества. Для учащихся профессионально-технических учебных заведений практика является оплачиваемой (оплата перечисляется на счета УО), для студентов — нет.

В процессе прохождения практики со стороны учебных заведений можно выделить следующие минусы:

  • учащиеся пропускают практику;
  • производится недостаточный контроль со стороны мастеров учебных заведений;
  • у студентов и учащихся недостаточно практических навыков;
  • учащиеся часто не имеют допуска к тем видам работ, по которым обучаются (отсутствует мед. справка, не достигли 18 лет);
  • отсутствие средств индивидуальной защиты.

Со стороны предприятий в организации производственной практики также существуют недостатки:

  • невозможность отправлять учащихся в другую местность (командировки);
  • отсутствие средств индивидуальной защиты.

Данную ситуацию можно исправить следующим образом:

  • улучшить уровень практической подготовки учащихся, повысить их мотивацию к качественному выполнению работы во время прохождения практики;
  • увеличить количество часов практики в учебном заведении;
  • систематически выполнять контрольные задания в самих УО;
  • установить требования к качеству выполненной работы;
  • разделить производственную практику на два этапа: в классе практического обучения на предприятии и в бригаде.

Продолжение в следующем номере.

Добавить комментарий