Мировой строительный рынок: рост на фоне банкротства крупных игроков

Автор: Алексей КОНОПЛЕВ

Несмотря на замедление глобальной экономики, мировой строительный рынок продолжает расти, считают эксперты. Крупнейшие строительные корпорации отчитались о росте экспорта своих услуг и еще большем увеличении объемов строительства у себя дома. Самые прибыльные секторы — строительство транспортной инфраструктуры и жилья. Обратной стороной медали оказался рост конкуренции между подрядчиками и, как следствие, более жесткие условия контрактов со стороны заказчиков. Итогом стало несколько крупных банкротств некогда солидных строительных компаний.

В следующем году в Беларуси завершается пятилетний цикл планирования экономики. Наращивание экспортного потенциала по-прежнему останется одним из главных приоритетов. Эксперты всегда повторяют, что для эффективной работы на внешних рынках мало производить конкурентоспособную продукцию или услуги, нужно уметь их продать. И здесь важно учитывать текущие тенденции и перспективы ключевых экспортных рынков. Что касается состояния мирового строительного рынка, в рамках которого предстоит работать отечественным компаниям, то, по мнению специалистов, оно сегодня неоднозначное.

— Мировой строительный рынок продолжает расти умеренными темпами, несмотря на замедление роста глобальной экономики, — отмечает заместитель заведующего лаборатории экономических проблем в строительстве ОАО «НИИ Стройэкономика» Александр МАЛЯРЕНКО. — В долгосрочной перспективе прогноз является позитивным. Этому способствуют рост населения в развивающихся странах, расширение жилищного строительства, необходимость обновления инфраструктуры в развитых странах, а также ожидаемые инвестиции в возобновляемые источники энергии и сферу телекоммуникации. То есть в среднесрочном периоде мировая строительная отрасль будет расти и, вероятно, увеличит свой вклад в рост мирового ВВП.

В обновленном рейтинге 250 крупнейших строительных компаний-экспортеров (ENR Top 250), значительная часть выручки которых формируется от зарубежных (экспортных) контрактов, в первой десятке оказалось семь европейских компаний, две китайских и одна американская.

ENR’s Top 250 International Contractors — ежегодный рейтинг 250 крупнейших в мире компаний-экспортеров строительных услуг. Он составляется американским еженедельным журналом ENR (Engineering News-Record), который специализируется на новостях, аналитике, сборе фактических данных и мнений о строительной отрасли по всему миру. Журнал издается с 1874 года и считается одним из наиболее авторитетных инженерно-строительных журналов. Компании в рейтинге Top 250 International Contractors располагаются в зависимости от объема доходов, полученных за пределами своей страны, включая поступления от дочерних компаний.

По другому выглядит список крупнейших мировых подрядчиков, где оценивается объем консолидированной выручки как на национальном, так и зарубежном рынках. Здесь семь из десяти ведущих компаний представляют Поднебесную. По словам Александра Маляренко, активное продвижение китайского бизнеса в строительной сфере продолжается не один год. Значительные денежные ресурсы КНР, накопленные в период особенно бурного роста, позволяют им реализовывать крупные инфраструктурные проекты не только внутри страны, но и за ее пределами. Здесь для Республики Беларусь особую роль играют проекты в рамках инициативы «Один пояс. Один путь», развитие индустриального парка «Великий камень». Содействовать развитию двусторонней торговли между Беларусью и Китаем в ближайшее время будет и привлеченный Минском кредит в объеме 500 млн долларов.

— Что касается динамики рынка экспорта строительных услуг, то объем экспортной выручки крупнейших строительных компаний-экспортеров в 2018 году составил 487,3 млрд долларов, что на 1 % выше аналогичного показателя 2017 года, — продолжает Александр Маляренко. — Выручка на местном рынке компаний-экспортеров в 2018 году составила 1148 млрд долларов, что на 10 % больше, чем в 2017 году. Это свидетельствует об увеличении объемов строительства на региональных рынках стран, резидентами которых эти компании являются, а также о повышении конкуренции на зарубежных рынках.

По его словам, крупнейшие экспортеры на мировом строительном рынке — это многопрофильные холдинги, интересы которых лежат в различных сферах строительства. Наибольший объем экспортной выручки в 2010 – 2018 годах генерировался в возведении объектов транспортной инфраструктуры и топливного комплекса, а также в жилищном строительстве. Причем последнее за предыдущие годы уверенно утвердилось на втором месте, обогнав по объемам экспортной выручки строительство объектов топливного комплекса.

Восстановление роста мирового рынка экспорта строительных услуг сопровождается усилением значения ценового фактора. Заказчики увидели, что крупные подрядчики ужесточают борьбу за контракты и использовали эту ситуацию, чтобы навязать все больше жесткие условия в договорах. Вместе с тем, отмечает специалист, это привело к увеличению риска для строительных компаний. Возросший риск стал серьезным ударом для некоторых крупных международных фирм, а прошлый год отмечен рядом банкротств солидных строительных компаний.

— Так, в январе 2018 г. трудности испытал один из крупнейших подрядчиков Великобритании Carillion, — продолжает эксперт. — В 2019 году объем средств от продажи активов, страхования и взыскания долгов в рамках ликвидации компании составил приблизительно 510 млн фунтов стерлингов. Вскоре последовали и другие крупные банкротства. Например, крупнейшее подразделение группы Joannou & Paraskevaides, базирующейся на Кипре, объявило дефолт по банковским кредитам и теперь находится под надзором суда. Причиной стали проекты в регионе Персидского залива. Объем кредитов, по которым компания объявила дефолт, составил около двух миллиардов долларов.

Он отмечает, что сегодня многие крупные международные подрядчики принимают меры, чтобы снизить риск на международных рынках, пересматривают стратегии работы, осторожно выходят на новые направления и рынки. Помимо ужесточения конкуренции ситуацию на мировом строительном рынке в среднесрочной перспективе осложняют торговые войны между США и Китаем, выход Великобритании из ЕС, усиление напряженности в странах Персидского залива, который традиционно является важным направлением для реализации крупных инфраструктурных проектов.

— Все это, с одной стороны, несет в себе угрозы для роста мирового строительного рынка, но одновременно усиливает необходимость качественного анализа его состояния для наилучшей реализации потенциала национальных строительных комплексов, — резюмировал Александр Маляренко.