Возмещение расходов на строительство инфраструктуры

Автор: Алексей КОНОПЛЕВ

Вот уже пять лет в Беларуси собственник земельного участка обязан возмещать расходы на обустройство инженерной и транспортной инфраструктуры. Нередко суммы выходят немалые и могут сравняться со стоимостью самого участка. К тому же для многих людей, впервые купивших участок под строительство дома, счет из исполкома становится полной неожиданностью. В прессу то и дело попадают истории возмущенных жителей, которых «обирают чиновники». В том, что в этом деле следует навести порядок, согласны и граждане, и представители власти. По заданию Минстройархитектуры эксперты ОАО «НИИ Стройэкономика» проанализировали существующую систему возмещения затрат на инфраструктуру и предложили варианты ее улучшения.

Система возмещения бюджетных затрат на строительство, а также проектирование объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам действует в Беларуси с 1 апреля 2014 г. Она регламентирована «Положением о порядке возмещения лицом, которому предоставлен земельный участок, затрат на строительство, в том числе проектирование, объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры», утвержденным постановлением Совмина от 01.04.2014 № 298. Документ определяет, что возмещать затраты на инфраструктуру следует как физическими, так и юридическими лицами, которые приобрели земельный участок для строительства. Эти выплаты поступают в бюджет (республиканский или местный), который профинансировал проектирование и строительство инфраструктуры. Возмещению подлежат затраты по восьми объектам распределительной инженерной инфраструктуры, которые обеспечивают техническое и питьевое водоснабжение, тепло-, электро- и газоснабжение, ливневую канализацию, предоставление услуг электросвязи, а также по объектам распределительной транспортной инфраструктуры.

В основе существующей системы возмещения затрат лежат показатели удельной стоимости затрат на строительство объектов инфраструктуры. Они определяются в разрезе десяти видов населенных пунктов по каждой области и городу Минску. Это:

  • города (с населением): а) свыше 1 млн чел.; б) от 500 тыс. до 1 млн чел.; в) от 250 тыс. до 500 тыс. чел.; г) от 100 тыс. до 250 тыс. чел.; д) от 50 тыс. до 100 тыс. чел.; е) от 10 тыс. до 50 тыс. чел.; ж) менее 10 тыс. чел);
  • поселки городского типа;
  • сельские населенные пункты, в том числе: а) агрогородки; б) прочие сельские населенные пункты).

Сумму, которую следует возместить, получают путем умножения конкретного показателя удельной стоимости на мощность инфраструктуры, к которой происходит подключение.

 

Что не так с существующей системой?

По заданию Минстройархитектуры специалисты ОАО «НИИ Стройэкономика» проанализировали существующую в Беларуси систему показателей удельной стоимости затрат на инфраструктуру.

Мисуно

— Мы выявили ряд недостатков, — отмечает заместитель директора ОАО «НИИ Стройэкономика» Павел МИСУНО. — Во-первых, показатели удельной стоимости затрат по каждому из видов инфраструктуры отличаются друг от друга в разы, а то и в десятки раз. Соответственно, и суммы возмещения у жителей различных населенных пунктов, которые порой расположены рядом друг с другом, могут сильно отличаться. Это, в числе прочего, может нести социальную напряженность в белорусском обществе, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ и обращения граждан в органы власти.

Специалист приводит конкретные примеры подобных различий. Например, один и тот же показатель может различаться в рамках одного региона страны и различных типов населенных пунктов. Так, по Брестской области максимальное значение удельной стоимости затрат по теплоснабжению превышает минимальное в 3,8 раза, а по Витебской разбежка доходит до 8,3 раза.

Также различаются показатели по одному виду населенных пунктов в рамках различных регионов. Например, в городах с населением от 250 тыс. до 500 тыс. человек максимальное значение удельной стоимости затрат по питьевому водоснабжению превышает минимальное в 4,0 раза, а для городов с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек — в 41,8 раза.

Аналогичная ситуация и с видами инфраструктуры. Так, по регионам максимальное значение показателя удельной стоимости по электроснабжению превышает минимальное в 21,1 раза.

— Во-вторых, для некоторых населенных пунктов показатели для конкретного вида инфраструктуры не рассчитаны вовсе, — продолжает Павел Мисуно. — Это касается всех объектов инфраструктуры, кроме питьевого водоснабжения. Например, по хозяйственно-бытовой канализации отсутствует по одному показателю в Брестской, Гродненской, Могилевской областях. Главная причина — нет объектов, введенных в эксплуатацию за три года перед расчетом показателей. Без рассчитанных показателей удельной стоимости затрат по данным видам инфраструктуры и населенным пунктам расчет сумм возмещения невозможен. Это также увеличивает и дефицит финансирования строительства новых объектов инфраструктуры.

 

Новая концепция

Эксперты пришли к выводу, что если в Беларуси сохранять практику возмещения собственником участка затрат на инфраструктуру, то целесообразнее перейти к средним республиканским показателям удельной стоимости затрат на строительство этих объектов. На основе данных о мощностях и стоимости введенных в эксплуатацию за 2015–2017 годы объектов инфраструктуры в «НИИ Стройэкономика» апробировали три подхода к определению средних республиканских показателей удельной стоимости затрат — с разбивкой на десять типов населенных пунктов, с разбивкой на три укрупненных вида населенных пунктов и вне зависимости от типа поселения.

Прилуцкий

— Нами предложена концепция расчета средних показателей удельной стоимости затрат по Республике Беларусь без разбивки по видам населенных пунктов, — рассказывает заведующий лабораторией экономического анализа в строительстве и промышленности строительных материалов Иван ПРИЛУЦКИЙ. — Потому что другие способы не позволяют избежать существенного разрыва между минимальными и максимальными показателями. Также следует обратить внимание, что при переходе на средние республиканские показатели перестанет действовать взаимосвязь между стоимостью строительства единицы мощности распределительной инфраструктуры и суммами возмещения затрат в разрезе регионов Беларуси. Поэтому целесообразно уточнить принцип распределения доходов от возмещения между регионами. Одним из возможных вариантов является перечисление возмещаемых средств на один централизованный счет. Затем деньги распределятся пропорционально удельному весу затрат конкретного бюджета в общей сумме затрат на инфраструктуру консолидированного бюджета.

По его словам, в случае принятия концепции показатели удельной стоимости будут ежегодно утверждаться Минстройархитектуры. Чтобы перевести фактические затраты из цен прошлых лет в текущие, разработчики предлагают использовать не статистические индексы стоимости СМР, а статистические индексы цен в строительстве по Республике Беларусь, которые определяются исходя из средневзвешенной технологической структуры инвестиций в основной капитал.

— Кроме того, мы предлагаем обсудить исключение распределительной транспортной инфраструктуры из показателей удельной стоимости затрат и, соответственно, вида инфраструктуры, по которому возмещаются затраты, — продолжает Павел Мисуно. — Во-первых, в отличие от объектов распределительной инженерной инфраструктуры, которой пользуется владелец земельного участка, круг пользователей транспортной инфраструктуры гораздо шире и обезличен. Во-вторых, в нашей стране еще взимается госпошлина на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, средства от которой направляются, в том числе, и на строительство местных дорог. Получается, что эти системы отчасти дублируются.

Эксперт добавляет, что концепция также предусматривает разработку автоматизированной системы расчета показателей удельной стоимости затрат. Она будет включать базу данных республиканских средних показателей удельной стоимости затрат, которую разместят в открытом доступе в интернете.

 

Не переплачивать дважды

Специалисты отмечают, что снизить суммы возмещения по объектам распределительной инфраструктуры (кроме ливневой канализации) можно путем корректировки удельных показателей стоимости на амортизационные отчисления. Дело в том что затраты на амортизацию учитываются при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация), а также тепло-, газо-, электроснабжение и связь. Соответственно, если потребитель оплачивает услуги ЖКХ в полном объеме на уровне 100 % затрат на их оказание, то он фактически дважды платит за один и тот же инфраструктурный объект: сначала в рамках возмещения затрат, а затем в виде амортизации, включаемой в тариф за услуги. Даже если население и оплачивает услуги ЖКХ по сниженным тарифам, то затраты на создание инфраструктуры все равно возмещаются, но более плавными темпами. При этом, как правило, юрлица оплачивают «коммуналку» по более высоким тарифам, чтобы компенсировать недоплату населением.

— Поэтому при расчете показателей удельной стоимости затрат по инженерной инфраструктуре (за исключением ливневой канализации, поскольку данная инфраструктура не возмещается населением и предприятиями в тарифах на соответствующие услуги) предложено применить подход, при котором величины данных показателей будут корректироваться на сумму приведенной (дисконтированной к моменту расчетов) амортизации. Это снизит их величину ориентировочно на 60–80 %. При этом учет данной особенности приведет к устранению фактически двойного (завышенного) возмещения юридическими и физическими лицами расходов на строительство объектов инфраструктуры: первый раз через показатели удельной стоимости затрат, второй — в тарифах на газ, тепло, воду и т. п. Это в свою очередь позволит «смягчить» фактор социальной напряженности, обусловленный действием нынешней системы возмещения инфраструктурных расходов,  — резюмировал Павел Мисуно.

Добавить комментарий