Какой он, университет в эпоху «цифры»?

Автор: Елена КУНАХОВЕЦ
Рубрика:

Белорусская столица приняла участников VIII Форума вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства.

Крупнейшее в области инженерного образования, науки и инновационной деятельности событие в нынешнем году объединило ученые умы не только из Беларуси и России, но и Узбекистана, Сербии и Чехии. Более двух сотен исследователей со стажем, а также обучающаяся молодежь из 100 вузов и организаций прибыли в Минск для того, чтобы обменяться опытом по реализации образовательной, научной и инновационной составляющих модели «цифровой университет». В программе форума по традиции научно-технические секции, питчинг- и менторские сессии, бизнес-бой, семинары и дискуссии. Организаторами мероприятия выступили Белорусский национальный технический университет и Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации. О трансформациях инженерного образования, а также деятельности университета в эпоху «цифры»— в материале «РСГ».

 

«Цифровой университет»

Именно эту тему организаторы решили положить в основу VIII Форума вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства. Что, впрочем, неудивительно, цифровая революция, за последние годы до неузнаваемости изменившая нашу жизнь, приводит к существенным трансформациям и в системе высшего образования. Чтобы реализовать все выгоды этого процесса, а также предоставить абитуриентам, студентам и выпускникам вузов больше возможностей, убеждены эксперты, нашим университетам предстоит еще много работать. Именно поэтому чрезвычайно важным является использование возможностей для обмена накопленным опытом и знаниями в мировом масштабе.

— Наш Форум получил международное призвание и превратился в крупнейшую доступную площадку, на которой представители вузовской науки и студенчества получают уникальную возможность продемонстрировать свои инновационные идеи в самых различных областях науки и техники. Отрадно, что с каждым годом это мероприятие становится все более масштабным, востребованным и результативным, — приветствуя участников Форума, подчеркнул ректор БНТУ Сергей ХАРИНТОНЧИК. — Цифровая революция в корне перестраивает систему высшего образования. Именно поэтому в нынешнем году речь на Форуме пойдет о трансформациях инженерной мысли, роли в этом процессе IT-технологий.

Работа VIII Форума вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства была организована сразу по четырем секциям. Вопросы, связанные с развитием и цифровизацией инженерного образования, в течение трех дней обсуждали представители поставщиков кадров пяти стран мира: свои доклады и проекты обозначили 112 спикеров. Отдельно в рамках международной конференции рассматривались социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики. А вот участники секции «Молодежные стартапы для цифрового университета» получили уникальную возможность представить свои проекты на суд компетентного жюри и в последующем претендовать на внедрение своих разработок в университеты Союзного государства.

 

Ставка на молодость и креативность

По словам Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александра ШУМИЛИНА, белорусская школа инженерного образования всегда была одной из самых лучших в мире. Однако время не стоит на месте: научить человека чему-то один раз и на всю жизнь нельзя.

— Не ресурсы определяют уровень страны и даже не технологии, а люди. Если нет кадров — это огромнейшая проблема. У нас с этим все хорошо, это действительно конкурентное преимущество Беларуси. Не зря диплом главного технического вуза нашей республики автоматически, без сдачи соответствующих квалификационных экзаменов, признается в Германии. Это говорит о том, что уровень подготовки наших кадров соответствует мировой практике, — акцентировал Александр Геннадьевич. — Цифровизация образования сегодня рассматривается как экспериментальный подход к организации образовательной и научной деятельности. И этот подход, несомненно, влечет за собой изменения профессиональных компетенций. Именно поэтому большие надежды мы возлагаем на энергичных и креативных молодых людей.

Экономика, которая основана на новых технологиях, позволяет осваивать новые проекты, новые направления, убежден заместитель Госсекретаря Союзного государства — член Постоянного Комитета Алексей КУРБИН, однако имеющийся потенциал нужно учиться грамотно использовать.

 Перед нами широчайший спектр отраслевых задач, которые необходимо решать. Сегодня найти себя молодому, ищущему, желающему работать человеку возможно и достаточно легко, — подчеркнул Алексей Александрович. — Мы говорим о цифровой экономике, и это очень важно. Но в машиностроении по критическим направлениям, например, материаловедение, разработка соответствующих конструкционных решений, которые позволяют иметь элементарные вещи, мы с вами вынуждены обращаться к заказам за рубежом. То, что создается на наших предприятиях, носит либо единичный характер, либо по своим параметрам не является конкурентоспособным. Вот здесь нужны инженерные кадры. Эта задача по-прежнему требует решения, причем во всех областях. Ни для кого, например, не секрет, что электронная компонентная база в значительной мере во всем том, чем мы с вами пользуемся, импортная. Общеизвестно, что государства, которые сегодня обладают новыми химическими технологиями (речь о создании конструкционных материалов для использования во всех видах деятельности), имеют перспективу на развитие. А государства, которые этими технологиями не обладают, будут среди отстающих.

 

Когда вуз — инновационное предприятие

Меняться и готовить специалистов с цифровыми компетенциями невозможно без изменения собственного сознания и самого университета, убежден проректор по учебной работе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Евгений ИВАШКИН.

 Если поначалу понятие «цифровой университет» воспринималось нами как объединение автоматизированных систем управления вузом, то в последнее время приходит понимание того, что это далеко не так. Главной задачей становится воспитание нового специалиста, готового к взаимодействию с цифровой экономикой. Вуз должен превратиться в цифровое предприятие и обновлять технологии ежегодно, — поделился размышлениями Евгений Геннадьевич. — Кадровая проблема не нова, особую актуальность она обретает сегодня, когда активно развивается промышленность, востребованными становятся новые профессии, новые компетенции. Чтобы идти в ногу со временем, специалистам необходимо владеть современными цифровыми технологиями, а высшей школе — внедрять изучение этих технологий в образовательный процесс.

 

Лучший цифровой стартап

Пожалуй, самым зрелищным событием VIII Форума вузов инженерно-технологического профиля стал бизнес-бой «Лучший молодежный инновационный проект Союзного государства». Четыре минуты на презентацию своей разработки и две — на вопросы от членов жюри — жесткий формат проведения мероприятия совсем не испугал начинающих исследователей. А все потому, что бизнес-бой проводился после трехдневного обучения всех его участников в рамках менторских сессий. Молодежному предпринимательству на Форуме по традиции посвятили отдельную секцию.

Свои цифровые стартапы на суд компетентного жюри в нынешнем году представили без малого три десятка учащихся российских, узбекских и белорусских вузов. Авторам проектов нужно было не только рассказать об идее разработки, но и обозначить потенциальных конкурентов, риски, стратегию развития бизнеса, доказать экономическую эффективность предложения. Охват тем, объединенных общим направлением VIII Форума вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства — «Цифровой университет», оказался весьма широким. Часть цифровых стартапов касалась образовательного процесса, часть — создания универсальных сервисов, производства товаров и предоставления услуг.

Аспирант Ижевского технического университета им. Калашникова Алексей ДРОГОМИРЕЦКИЙ, к примеру, вышел на бизнес-бой с разработкой «Сервис проектировщиков ПИРС». Вот уже три года учебу молодой человек совмещает с работой в проектно-строительной компании ООО «Технология» (г. Ижевск), где трудится начальником отдела BIM-технологий. О проблемах представителей проектного дела начинающий исследователь знает не понаслышке.

— Огромное количество специалистов находится в поиске дополнительной подработки на выходные дни (отпуск), либо полностью уходят на фриланс. К поиску работы подключают знакомых, коллег по цеху. Иногда завершенный проект возвращается с экспертизы с замечаниями, на устранение которых уходит несколько недель. Чтобы уже текущий проект не выпал из сроков, проектной организации приходится искать исполнителя «на стороне», а также звонить знакомым и коллегам, — акцентирует внимание Алексей. — Быструю, прозрачную, удобную коммуникацию профессионалов помогает наладить «ПИРС». Мы разработали сервис, куда заказчик выкладывает проект, техническое задание, технические условия и все необходимые данные для оценки трудозатрат и стоимости работ по данному проекту. Проектировщик в свою очередь размещает свое портфолио, а также указывает специализацию. Суть проста: заказчики ищут исполнителей, исполнители — заказчиков, и все на одной платформе. После выполнения работ участники оценивают друг друга, формируется рейтинг пользователя, собираются отзывы.

К слову, проект ижевского аспиранта запущен три месяца назад, но уже достаточно успешно функционирует. На сервисе зарегистрировано 590 проектировщиков и 78 проектных организаций региона. В ближайшем будущем молодой человек планирует активно вкладываться в рекламу, сейчас же максимально популяризирует сервис в профессиональной среде.

По итогам бизнес-боя лучшим стартапом VIII Форума вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства признан социальный проект магистранта Ташкентского государственного технического университета Алибека ЖУМАНИЯЗОВА. Молодой человек занимается реализацией бионических протезов, которые распечатывает на 3D-принтерах. У предприимчивого парня есть собственная лаборатория с десятью принтерами, в планах — расширение производства до 100 единиц. К слову, разработкой уже заинтересовались белорусские и российские бизнесмены.

Диплом лауреата II степени достался студентке Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе Лейли КАЛЕНДАРОВОЙ. Девушка презентовала на Форуме проект «Тренажер-имитатор IPetroleum-2020». Предполагается, что виртуальный тренажерный комплекс с дополненной реальностью позволит визуализировать процесс добычи нефти и газа, а также сможет обучать решению комплекса геологических и буровых задач.

Диплома лауреата III степени удостоен магистрант БНТУ Валерий ЖАРСКИЙ. Молодой человек пришел на бизнес-бой с проектом «Система локального позиционирования». По сути речь идет о навигаторе по корпусам и аудиториям университета. Оказывается, потребность в такого рода продукции в студенческих кругах еще как существует!

Заслуженные награды участники бизнес-боя «Лучший молодежный инновационный проект Союзного государства» получили из рук госсекретаря Союзного государства Григория РАПОТЫ. Что ж, разработки молодых исследователей ждут своей реализации!

Добавить комментарий