Меняются подходы к охране окружающей среды

Автор: Елена КУНАХОВЕЦ
экология

В Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» в июле нынешнего года внесены очередные изменения. Новшества, акцентируют внимание эксперты, обусловлены необходимостью приведения его положений в соответствие с нормами Декрета № 7 «О развитии предпринимательства», а также совершенствованием отдельных его положений с учетом правоприменительной практики. Какие изменения коснулись природоохранного законодательства и как это отразится на работе строительного комплекса республики, разбирались участники тематического круглого стола. О наиболее важных акцентах дискуссии в материале «РСГ».

 

Начинаем с предпроектной документации

По словам директора ООО «ИПМ-Консалт инвест», руководителя направления инвестиционного анализа Инны ПИЛЯВЕЦ, в реализации инвестиционного проекта первым документом, который попадает на экологическую экспертизу, должна стать именно предпроектная документация. На практике же зачастую заказчики и инициаторы инвестпроекта пренебрегают этой стадией.

пилявец

— С 1 сентября нынешнего года в заявлении на строительную экспертизу в обязательном порядке необходимо указывать номер и дату документа, утверждающего предпроектную документацию. То есть органы государственной строительной экспертизы попросту не будут принимать в работу проектную документацию, не отвечающую этим требованиям. Закреплена эта норма еще в 2014 году Указом Президента № 26, однако многие участники строительной отрасли до сих пор относились к данной процедуре формально. Частники иногда даже умудрялись собственноручно вписывать взятые из воздуха номера и даты. Требования в этом плане ужесточены: отныне пренебречь этим этапом попросту не получится, — уточняет Инна Георгиевна.

Получается, что до разработки проектной документации специалистам в обязательном порядке нужно пройти процедуру разработки и утверждения (приказом по организации либо протоколом собрания участников) предпроектной документации. Основополагающим документом, который регулирует ее состав и процедуру утверждения, является ТКП 45-1.02-298-2014. Определенные нюансы в этом плане касаются капитального ремонта, реконструкции или реставрации сооружения, осуществляющихся в ходе эксплуатации. В этом случае предпроектная документация разрабатывается в сокращенном объеме. В остальных случаях это стандартная процедура, у которой есть даже свои плюсы. К примеру, если заказчик разработал предпроектную документацию, принял окончательное решение о том, что проект будет реализовываться, имеющаяся на руках документация может являться основанием для проведения закупок основного технологического оборудования. Главное — четко указать критерии по его выбору. Очень часто инвесторы пользуются этой нормой, так как в конечном итоге она позволяет сократить сроки реализации проекта, если по нему предусмотрено использование оборудования с длительным периодом изготовления.

— Из логики законодательства дата договора на разработку проектной документации должна быть позднее, чем дата приказа об утверждении предпроектной документации. Однако это не значит, что вы не сможете сразу заключить договор на две стадии. Главное — соблюсти обе процедуры. За нарушение порядка разработки и утверждения предпроектной документации Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает штрафы до 200 базовых величин. Предпроектная документация может разрабатываться не только специализированными организациями, но и самим заказчиком, физическим лицом или ИП. Получение аттестата на эти виды не требуется. Правда, есть один нюанс: если согласно специфике проекта потребуется разработка раздела по оценке воздействия на окружающую среду, то у вас в штате должен быть специалист, прошедший специальное обучение и имеющий удостоверяющий документ, — акцентировала внимание директор ООО «ИПМ-Консалт инвест», руководитель направления инвестиционного анализа.

 

Лучше раньше, чем позже

Государственная экологическая экспертиза, ОВОС и общественное обсуждение служат гарантами сохранения в стране благоприятной окружающей среды, убежден эксперт в области охраны окружающей среды, в прошлом — руководитель Государственной экспертизы Министерства природы Республики Беларусь Александр АНДРЕЕВ. Оценивать воздействие планируемого к реализации проекта необходимо на самой ранней стадии. Именно в этом случае удастся избежать проблем и необоснованных трат.

андреев

— Для всех нас очень важно, чтобы оценка воздействия была выполнена реально. Чтобы были учтены все источники воздействия на окружающую среду, так как некорректное проведение работ может носить серьезные последствия. За примером далеко ходить не надо, возьмем тот же Брестский аккумуляторный завод. Чем закончится эта история, сложно сказать. До сих пор не закрыт вопрос и со Светлогорским ЦБК, где китайская компания реализует новый проект по наращиванию мощностей производства беленой целлюлозы. Ситуация банальная: изначально не были учтены все источники выбросов, поэтому в процессе строительства пришлось менять технологии, — поделился Александр Андреевич.

Несмотря на то что требования к охране окружающей среды были, есть и со временем ужесточаются, серьезные проблемы, по словам эксперта, периодически возникают и с жилой застройкой.

— Если детальными планами предусмотрено размещение объектов с конкретной площадью и этажностью, так тому и быть, — негодует эксперт. — В свое время пришлось «похоронить» одну столичную новостройку по ул. Плеханова. На месте запланированных девятиэтажек заказчик вдруг начал возводить 19-этажные дома. Подумаешь, вместо 48 квартир появилось 130! Никто даже не предусмотрел, что нагрузка на экологию возросла в разы. Благо успел вырасти лишь один такой дом. Посмотрев, как был реализован первый объект, все решения по второму были отменены, землю под строительство изъяли. А все из-за того, что проектировщики вносят изменения в проектную документацию по требованию заказчика. Проблемная ситуация возникла и с жилой застройкой в Гомеле: Минздрав не согласовывает размещение домов, так как фон превышает допустимый коэффициент концентрации по ряду химических веществ.

В экспертном заключении всегда отражается реальное воздействие объекта на окружающую среду, установленные нормативы воздействия, акцентирует внимание Александр Андреев. Если на предпроектной стадии вы прошли экологическую экспертизу, получили положительное заключение, а на следующем этапе реализации проекта оказывается, что воздействие увеличилось либо потребовались дополнительные природные ресурсы, необходимо уже заново проходить государственную экологическую экспертизу.

 

Что говорит новая буква закона?

Главное новшество в Законе «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» — сокращение перечня объектов, обязательных для экспертизы.

— В новой редакции Закона № 399-З предусмотрено исключение из объектов государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду тех объектов, которые не повлекут за собой экологическую опасность. В частности, не подлежат государственной экологической экспертизе объекты реконструкции (модернизации), включающие замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду, и другие, — уточняет Александр Андреев.

В то же время эксперты предлагают предоставить организациям право проходить государственную экологическую экспертизу независимо от того, подлежит ей объект или нет. Зачем? В этом случае заказчик сможет предотвратить возможные негативные последствия, чтобы не корректировать проект на стадии ввода, что гораздо сложнее и дороже.

С учетом правоприменительной практики в Закон внесены изменения, касающиеся проведения государственной экологической экспертизы проектов технических условий. Так, государственной экологической экспертизе подлежат проекты технических условий на продукцию, изготовленную из коммунальных отходов, отходов производства, если требования безопасности и охраны окружающей среды не установлены в соответствующем разделе государственного стандарта Республики Беларусь.

Также в обновленной версии Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» появился новый термин «застройка», который трактуется как совместное возведение, реконструкция на определенной территории капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, связанных единством объемно-планировочных, технологических решений и очередностью осуществления.

К слову, новые нормы установлены Законом от 15.07.2019 № 218-З и действуют с 27 июля нынешнего года. Государственная экологическая экспертиза документации, представленной до указанной даты, проводится в соответствии с законодательством, действовавшим ранее.

Добавить комментарий