Новое слово в сфере автоматизации проектирования

Автор: Елена КУНАХОВЕЦ
Рубрика:
проект

Масштабная цифровая трансформация — один из главных моментов, обозначенных в Директиве № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», подписанной Президентом в марте нынешнего года. Перед участниками стройкомплекса поставлена задача «максимум»: к 2022 году внедрить в свою деятельность BIM. К слову, преобразования в этом направлении ведутся уже несколько лет. Отсутствие заметных результатов эксперты связывают с недостаточным уровнем подготовки отечественных специалистов в сфере информационного моделирования зданий. Однако при желании можно освоить новые технологии проектирования самостоятельно, убежден разработчик авторского курса «Информационное моделирование зданий», магистр технических наук, тренер национальной сборной WorldSkills в компетенции BIM Максим АФОНЧЕНКО.

Для начала представим нашего собеседника. Максим АФОНЧЕНКО — инженер-конструктор, в некоторых проектах — архитектор. Работает преимущественно с применением BIM-технологий. Окончил Белорусский государственный университет транспорта в родном Гомеле по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и магистратуру вуза по направлению «Строительство». На протяжении последних пяти лет (до февраля нынешнего года) вел в БелГУТе авторский курс по информационному моделированию зданий. Сейчас занимается исследованиями в университете Камерино (Италия) по программе PhD в сфере BIM-технологий, сотрудничает с компанией, которая занимается реконструкцией зданий после землетрясения 2016 года в регионе Марке. С недавних пор Максим тренирует национальную сборную WorldSkills Belarus в компетенции «Технологии информационного моделирования зданий (BIM)». К слову, белорусская команда в августе стала серебряным призером мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019 в своей компетенции. Сейчас идет подготовка к новым соревнованиям.

афонченко

— Максим, расскажите, пожалуйста, как вы увлеклись информационным моделированием?

— На пятом курсе БелГУТа я понял, что если не начну заниматься новыми технологиями, не смогу конкурировать с более опытными специалистами. Свой дипломный проект сделал максимально по BIM. Если говорить только о технологиях информационного моделирования зданий, то пять лет назад BIM-технологии были у нас в университете практически неизвестны. Пришлось самостоятельно во всем разбираться, просматривая огромное количество видео в интернете. Затем вместе с преподавателями мы откорректировали мое дипломное задание, чтобы максимально раскрыть потенциал BIM. В дальнейшем эти же преподаватели помогали моим студентам.

— Как возникла идея разработать курс по информационному моделированию зданий?

— Я сразу понял, что BIM станет моей основной деятельностью, хотя на то время в Беларуси о нем мало кто знал. Применять знания в отсутствии рынка BIM-проектирования, естественно, было очень тяжело. Единственным выходом из ситуации стало развитие его в Гомеле посредством курсов. Я обратился за помощью к декану факультета магистерской подготовки и профориентации БелГУТа, профессору Алле Брониславовне НЕВЗОРОВОЙ. Советами по организации учебного процесса помогала начальник учебно-методического отдела Елена Владимировна ШКУРИНА. Елена Владимировна поначалу проводила занятия по 2D-программам, только год назад занялась BIM. Важный момент: наши занятия не конкурировали, а дополняли друг друга. Первый преподаватель на занятиях давал базу, а я на своих курсах мог уделить больше времени сложным процессам проектирования. Особой благодарности заслуживает и кандидат технических наук, доцент Владислав Михайлович ПРАСОЛ. Он многих подтолкнул к развитию сначала в 3D, а позже и в BIM. Могу сказать, что в университете у нас работают замечательные специалисты, способные вдохновить на самосовершенствование.

— Сколько слушателей за это время посетили ваш авторский курс?

— Чуть больше 100 студентов, около 20 проектировщиков и пять преподавателей.

— Насколько современная молодежь заинтересована в таком образовании?

— В университетах всегда есть студенты, которые хотят изменить жизнь к лучшему, они активно занимаются самообразованием. BIM только начинает появляться в учебных программах вузов, поэтому молодым людям приходится работать на опережение. У большинства, с кем довелось сотрудничать, наметился быстрый карьерный рост. Взять, к примеру, ту же Ольгу ПЕТРОВЕЦ — участницу WorldSkills Kazan 2019. Девушка в свои двадцать с небольшим — ведущий инженер, руководитель группы внедрения BIM в ПКП «Гомельдорпроект». И в самообразовании она не останавливается, постоянно совершенствует свои знания.

Обучение на курсах не ограничивалось аудиторными занятиями: отвечать на вопросы приходилось онлайн в любое время суток. В декабре 2015 г. во многом с моей подачи было подписано соглашение о сотрудничестве между Autodesk и БелГУТом. В компьютерных классах было установлено лицензионное ПО, а студенты наконец-то узнали, что могут совершенно бесплатно пользоваться в учебных целях любыми программами.

— Максим, на ваш взгляд, легче всего с нуля обучить молодежь BIM, чем переучивать старшее поколение?

— Молодые люди в силу своего возраста, конечно, легче поддаются обучению. Но есть исключения и с одной, и с другой стороны. В некоторых компаниях выстраивается симбиоз, когда опытный проектировщик помогает молодому с определенными решениями, конструкциями, и наоборот, молодежь помогает опытным специалистам осваивать новые технологии. При этом развиваются дружественные отношения и командная работа. Достигается главное: молодой специалист чувствует себя нужным.

— С чего следует начинать знакомство с BIM? Какие ресурсы стоит изучать, на какую литературу обратить внимание?

 Есть целые программы по внедрению BIM, в двух словах всего не опишешь. Главное, что сейчас нужно понимать каждому специалисту стройотрасли: уже не стоит выбор BIM или 2D. Выбор таков — завоевывать рынок с помощью BIM сегодня или бежать вдогонку завтра.

Для инженеров прежде всего рекомендую посмотреть видео на YouTube, сохранить для себя какие-то примеры. Можно скачать программы: учебные версии производители программного обеспечения, как правило, предоставляют бесплатно. Помимо этого, есть множество бесплатных курсов. Не стоит платить большие деньги за обучение, не попробовав все самостоятельно. Браться за реальные проекты без специфической подготовки тоже не советую. Что немаловажно, не стоит начинать обучение с негативом или с излишним позитивом, нужно нейтрально подойти к новой технологии, узнать ее плюсы и минусы относительно конкретного применения к вашей работе. Руководителям рекомендую поддерживать инициативных специалистов, не пытаться сразу перейти на BIM: попрактиковаться на пилотных проектах, сформировать пилотную рабочую группу.

— Гонка по переходу на BIM уже активно ведется не только между организациями, но и между странами. Как считаете, почему отечественные специалисты с опаской глядят в его сторону?

— Любая новая технология всегда с трудом пробивает себе путь в массы. Кроме того, BIM пока несовершенен: много проблем, сложностей. Все это пугает специалистов, имеющих за плечами недюжинный опыт, но не пугает молодых. Когда ты опытный инженер и два десятка лет проектируешь в 2D, вся работа отлажена, никаких проблем нет, то переход на какую-то новую технологию очень опасен. В этой ситуации молодые специалисты имеют огромное преимущество — они не боятся.

Проблемы сегодня преимущественно связаны с тем, что в BIM пока не так много участников, нет слаженной системы. Как только заказчик будет понимать, зачем ему BIM, производители материалов и оборудования будут иметь библиотеки, а экспертиза сможет принимать такие проекты, процесс перехода к информационному моделированию ускорится в разы.

— Предполагается, что к 2022 году BIM-технологии будут активно использоваться практически всеми участниками белорусского рынка строительных материалов и услуг. Что еще, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы этот процесс был максимально эффективным и в то же время безболезненным для участников стройотрасли?

— Для начала необходимо перестать ставить невыполнимые, на мой взгляд, сроки. В Великобритании процесс внедрения BIM длится уже около десяти лет и еще нескоро закончится. В России только планирование по внедрению BIM ведется уже не один год. Как участник образовательного процесса могу посоветовать начинать активную работу с университетами, ввести дисциплину BIM в учебные планы строительных специальностей, организовывать конференции, конкурсы, подключить предприятия к подготовке молодых специалистов. Выделять гранты, стипендии, так как молодежь сейчас находится на острие технологий. В общем, создавать любую активность, и интерес к информационному моделированию будет расти в геометрической прогрессии. Если мы достигли некоторых успехов на личном энтузиазме, то с поддержкой государства Беларусь выйдет на мировой уровень.

 

Врезка:

BIM (Building Information Modeling или Building Information Model) — информационное моделирование здания или информационная модель здания. Это подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания (к управлению жизненным циклом объекта), который предполагает сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми ее взаимосвязями и зависимостями, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект. Среди основных преимуществ применения BIM-технологий — точность проектов, их понятность для заказчика за счет 3D-визуализации, экономия времени проектирования и строительства, уменьшение стоимости строительства и эксплуатации.

проект

Добавить комментарий